#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»Радио в умных колонках: как искусственный интеллект может помочь развитию радиоотраслиХотя ощутимое влияние на радиовещание интернет-технологии и появление стриминговых сервисов и оказали, появление возможности прослушивать музыку через умные колонки не стало в этом процессе решающим OnAir.ru | Избранное в Telegram
Умные колонки, появившиеся на рынке в 2014 году, сегодня хотя и не являются предметом первой необходимости, каким стал, например, мобильный телефон, всё больше захватывают рынок, покоряя новых пользователей, развиваясь и, как шестилетний ребёнок, становясь умнее с каждым днём. В России умные колонки получили повсеместную известность и распространение в 2018 году вместе с появлением гаджета от компании «Яндекс», в котором «живёт» умный помощник Алиса. Именно с появлением Алисы стали звучать пока робкие прогнозы о том, что умные колонки полностью заменят радио и телевизор. На тот момент, по данным NPR и Edison Research, 39% владельцев умных колонок отказались из-за них от традиционных FM-приёмников. Тем не менее, прошло ещё немного времени, а существенного оттока аудитории у радиостанций не произошло. И хотя ощутимое влияние на радиовещание интернет-технологии и появление стриминговых сервисов и оказали, появление возможности прослушивать музыку через умные колонки не стало в этом процессе решающим. Напротив, сегодня можно говорить о том, что речь идёт о коллаборации умных колонок и традиционного радио и появлении нового уникального продукта. РАДИО В «АЛИСЕ». КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ. Возможность прослушивать традиционный прямой радиоэфир появилась у пользователей умных колонок в начале 2019 года. Радиовещание нескольких десятков радиостанций стало доступным через Яндекс.Станции, колонки Irbis A и Dexp Smartbox. Популярные эфирные радиостанции можно было запустить озвучив их название или указав желаемую частоту. В приложении «Команды Алисы» появились соответствующие умные блоки с командами для радиостанций. Пользователи могли, как на привычном радиоприёмнике, переключать станции и прослушивать линейный эфир в привычном формате. При этом неуклонно росло количество продаж умных колонок в России. За 2019 год, по данным аналитиков Just AI, в России было продано 320 тысяч «умных» колонок с голосовым помощником «Алиса». Положительная динамика сохранилась и в 2020 году: за первую половину года продажи умных устройств выросли на 31%. Кстати, на международном рынке успех умных колонок ещё значительнее. По результатам исследований компании Nielsen, умные колонки есть как минимум в половине домов Нью-Йорка. В итоге, с появлением традиционного радио в умных устройствах, аудитория станций, вопреки прогнозам 2018 года, показала рост, ведь у слушателей появился новый инструмент для потребления радиоконтента дома. И те, кто отказались от FM-приёмников в пользу онлайн-станций и потоковых сервисов, снова обратили внимание на традиционное радио. По данным компании Mediascope, огромная доля прослушивания FM-радио приходится на автомобильные приёмники. И перед радиовещателями сегодня стоит задача максимально повысить долю домашнего прослушивания радио. Умные колонки стали в этом вопросе союзниками вещателей, став современным, удобным и открывающим новые возможности инструментом для «доставки» радио к слушателям. Производители аудиоконтента, как потоковых музыкальных сервисов, так и традиционного радиовещания стали задумываться над тем, как максимально упростить и усовершенствовать прослушивание своего контента на платформах голосового помощника. КОЛЛАБОРАЦИЯ УМНЫХ КОЛОНОК И ЭФИРНОГО РАДИО: ЧТО НОВОГО СМОГЛИ ПРЕДЛОЖИТЬ ВЕЩАТЕЛИ. По задумке новой коллаборации, над которой в настоящее время работает компания «Яндекс» и «Русская Медиагруппа», Алиса должна предложить пользователям микс из традиционного радио и персонифицированного контента, удовлетворяющего запрос конкретной целевой аудитории. Первой станцией, принявшей участие в эксперименте, стало радио Хит FM. «Человек атакован информационным потоком, – говорит программный директор радио Хит FM Алексей Глазатов, – сейчас радио стабильно, показатели не падают, но радио должно быть удобно в той среде, в которой оно находится. Например, в мобильных устройствах радио должно функционировать по законам смартфона или колонки. Но даже там надо играть на своих сильных сторонах». Увеличение времени прослушивания – одна из важнейших задач для современного радио. Диверсификация между основным эфиром и эфиром онлайн даёт новые возможности для коммуникации с аудиторией. В интернет-эфире может быть другая реклама, розыгрыш дополнительных призов, другой «призыв к действию». Многие вещатели сегодня уже не боятся в традиционном эфире отправлять свою же аудиторию в онлайн-версию станции. «Задача радио создавать контент, нацеленный на аудиторию в зависимости от канала прослушивания. Свой – для традиционного проигрывателя, свой – для приложения в Сети, свой – для умных колонок», – подчеркнул Алексей Глазатов. В настоящее время «Русская Медиагруппа» отправляет свой контент в RSS, «Яндекс» «забирает» его оттуда и хранит у себя, занимаясь дальнейшим распределением звука и его приоритизацией. По задумке разработчиков, система будет усложняться. Одним из направлений развития станет работа с информационным контентом: новости станций будут передаваться в «Яндекс» в печатном виде, а Алиса станет «радиоведущей», предлагающей пользователю запрашиваемую информацию из релевантного источника. Поэтому колонка должна идеально различать медиаресурсы, их тематику, наполнение и целевую аудиторию. Когда пользователь хочет узнать новости из жизни Николая Баскова или Полины Гагариной, система предложит информацию, предоставленную «Русским Радио», а на запрос о группах The Offspring или Slipknot – радио MAXIMUM. То же может касаться и новостей: слушатель может получать от краткого обзора происходящего в мире в формате, озвучиваемом музыкальной станцией, такой как «Русское Радио», где новостям отведено по три минуты в начале каждого часа, или получить развернутую аналитику в стилистике Вести FM. «Как платформа голосовые ассистенты дают вариативность и могут удовлетворить любой опыт привычный для своей аудитории, как тех, кто привык разделять каналы, так и тех, кто их смешивает. Специфика радио — это редакторский контент, отобранный вручную и подготовленный для целевой аудитории. Теперь же он ещё и в более удобном формате и доступен через новый канал. Более того, простор для фантазий и экспериментов при работе с умными колонками очень большой. Мы можем «научить» колонку в ответ на определённое слово при прослушивании радио выполнять заученные действия», – говорит директор Департамента цифровых технологий «Русской Медиагруппы» Кирилл Чирясов. Подобный механизм может широко использоваться как в создании нового развлекательного контента, так и для реализации необычных рекламных спецпроектов. Под умные колонки возможно создавать отдельные рекламные ролики, которые будут содержать призыв к действию, коррелирующий с возможностями устройства, когда от рекламного ролика до устного запроса от слушателя может пройти не более секунды. РАДИО В УМНЫХ КОЛОНКАХ В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА. На западе, по данным ряда исследований, во время коронавируса аудитория стала отказываться от музыкальных сервисов в пользу радио. Например, компания Global, владеющая Capital FM, сообщила, что прослушивание онлайн-радио выросло на 15%. BBC отмечает, что объём потокового вещания её радиостанций вырос на 18%. При этом использование приложений для потоковой передачи музыки, таких как Spotify, упало примерно на 8%. Как показывает исследование компании Nielsen, за время карантина потребление контента в СМИ выросло до 60%. Слушатели во время кризиса стали обращаться к радио, как к источнику не только музыки, но и информации, новостей от вызывающих доверие и уважение ведущих. В сегодняшнем контексте радио в умных колонках становится «новым домашним радио», которое может хорошо звучать и заменяет привычные радиоприёмники, от которых потребители повсеместно отказываются в последние годы. По оценке экспертов «Русской Медиагруппы», умные колонки – хороший помощник для всех радиостанций: это ещё одно устройство, которое может привлечь аудиторию и побудить её настроиться на радиоволну, отдав предпочтение радио-контенту. «Радио должно быть доступно в любой среде, это поможет сохранить привычку к данному формату медиаконтента у слушателей», – резюмирует Кирилл Чирясов. фото: shutterstock | текст: vc.ru Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. #2972 ONAIR
|
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Ведущая радио Хит FM Диана Терешкова рассказала на конференции РАР – кем для слушателей должен являться радиоведущий
Утренние шоу должны делать люди счастливые, веселые, умные, обладающие ценностями
На Детском радио в Санкт-Петербурге завершился конкурс «Мой классный – классный!»
Для класса-победителя и его учительницы прошла Дискотека Детского радио
Радио и Digital: дальнейшие пути взаимного развития коллаборации
Радиостанции уже «научили» слушателей настраиваться на любимую волну на ПК или смартфоне, запускать радио в умных колонках, слушать подкасты
«Европа Плюс Челябинск» дарит слушателям 40 тыс. рублей на отдых от городской суеты
В эфирном проекте радиостанции нет проигравших
Далее