#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»


Радио «Книга» все шесть лет живет под девизом: «Слушай! ...Чтобы читать!»


Радио «Книга» все шесть лет живет под девизом: «Слушай! ...Чтобы читать!» - Новости радио OnAir.ru

«Наши слушатели - это те, кто хочет развиваться, стать умнее»


OnAir.ru | Избранное в Telegram

Шесть лет назад в московском эфире появилась новая радиостанция, посвященная литературе, - радио "Книга". Тогда мало кто верил в успех - кому нужны эти книжки, да еще по радио… Время показало, что очень нужны. О хороших книгах, слушателях, конкуренции с интернетом и новых проектах мы поговорили с главным редактором радио "Книга", членом правления "Российского книжного союза", ведущим книжной рубрики в программе "Утро России" на телеканале "Россия 1" Егором Серовым.

Радио "Книга" все шесть лет живет под девизом: "Слушай! ...Чтобы читать!". Не думали как-то его обновить?

Этот слоган звучит не потому, что он неожиданный или провокационный. Дело в том, что процесс чтения - декодирование символов, понимание смыслов - настолько сложен, что в нем участвуют разные области нашего мозга. Они связаны не только с чтением, но и с письмом, речью. Если вы не читаете - часть мозга не просто не работает, а никогда работать не будет. Чтение заменить нечем. Прослушивание аудио тоже не может считаться заменителем. Поэтому на радио мы лишь подталкиваем к тому, чтобы наши слушатели взяли в руки настоящую книгу. Их - настоящих - мало. Выбор сложен. И это - вторая наша задача. Во-первых - читайте, во-вторых - читайте вот это.

Раньше вранье называли вымыслом. Сейчас по-другому: фейком. Но подстраиваться под это нельзя.

Где вас можно послушать?

У нас несколько десятков лицензий на вещание в разных городах. Оплата передатчиков - это большие деньги, а компания наша частная. Да, мы вот такие ненормальные: мы думаем о людях, о стране. Это - гражданская позиция учредителей. Но время сложное, в некоторых регионах делаем паузу, экономим. Некоторые регионы, например Белгород, Смоленск, Москва, понимают важность того, что мы делаем, и поддерживают нас. А наши слушатели - это те, кто хочет развиваться, стать умнее. В этом отношении не может не радовать, что каждый пятый из них - человек молодой.

Как думаете, почему идея выстрелила?

Правильная идея, целостность полотна, особенное программирование, замечательный и профессиональный коллектив… Мы не делали кальки с западных аналогов, мы не привлекали так называемых консультантов, продвигающих западные идеи. Мы очень придирчиво отбирали и создавали контент.

24 часа в сутки без перерывов и выходных - это сколько же у вас всего в запасе, чтобы не повторяться?

Да, контента много. Десятки тысяч фонограмм. Но его недостаточно. Я жду лучших времен, чтобы его обновлять и пополнять. Многое записываем сами, сотрудничаем и с другими компаниями. Проблема заключается в том, что процентов 80 того, что сейчас производится в аудио, на мой взгляд, не соответствует критерию качества. И это, мягко говоря. Так что многое повторяем, конечно. Но стараемся программировать эфир так, чтобы слушатель избегал этих повторов. Но замечу, что повтор - это не всегда плохо.

Как отбираете произведения, которые прозвучат в эфире? Может, есть свой "черный список"?

Еще в самом начале мы определили, что никогда и ни при каких условиях не появится в эфире: никакого национализма, никакого натурализма, никакой некомпетентности. То, что звучит в эфире, должно быть добрым, умным, интересным. Мы - за тексты, которые рождаются по любви, а не от ненависти.

У каждого чтеца произведения звучат по-своему. Видение текста может быть точным, даже гениальным, а может и нет. И как найти золотую середину?

Фонограмма - это не звучащий текст, а особенное, отдельное произведение. Оно создается, должно создаваться, не простым произнесением слов, а душой того, кто это делает. Озвучивать надо сердцем.

У вас на радио много познавательных программ. Расскажете о самых популярных рубриках?

Все в нашем эфире так или иначе связаны с книгами. "Герои и персонажи", "Закладка. На интересной странице", "Сберегательная книжка. Книги и деньги". Или, например, программа со странным названием "Читаем музыку". В книгах мы часто встречаем упоминание о музыке. Но никогда в тексте нет нот. Да, и не все могут их читать. А на радио мы можем, читая текст, включить в фонограмму и упоминаемую в нем музыку. Или программа "Путеводитель". Мы не просто рассказываем о том или ином крае, а используем в качестве иллюстрации фрагмент из книги, в которой он упоминается. Как правило, это - классика.

Сейчас активно развиваются сервисы аудиокниг. Конкуренции не боитесь?

Совсем не боимся. Во-первых, наша аудитория на порядки больше. Во-вторых, это же хорошо, что такие сервисы есть. Послушали радио "Книга" - пошли на такой сервис, чтобы купить книгу и почитать ее или послушать, кому что больше нравится.

Что вы скажете об использовании искусственного интеллекта для озвучивания книг?

Мой ответ вас удивит. Никакого искусственного интеллекта не существует. Это название неудачное, прямой перевод с чужого языка. Интеллект - это свойство сознания. Никакая машина обладать сознанием не может и никогда не сможет. То, что называют искусственным интеллектом - это обработка данных, основанная на алгоритмах, созданных людьми. Для каких-то задач создание аудио с помощью таких программ вполне нормально. Но искусственный интеллект не может быть субъектом творчества. Только объектом. Как только он станет субъектом творчества - это будет означать наш конец как биологического вида. Об этом сейчас говорят многие во всем мире. Но законодатели почему-то этой проблемы не видят. А соответствующие законы, ограничивающие искусственный интеллект, надо принимать срочно.

Может, искусственный интеллект не так страшен, но от интернета, соцсетей, блогов и огромного потока информации нам точно никуда не деться. Традиционным СМИ приходится меняться и подстраиваться. Готовы к переменам?

После всякой бури наступает штиль. И после информационной он тоже наступит. Жизнь в виртуальном мире порочна. Она уже приводит к большим проблемам и несчастьям. Люди плохо умеют договариваться в мире реальном и никогда не смогут этого сделать в виртуальном.

Уже сегодня от всех требуется совершенно новое умение - отличать фейк от правды. Такое умение нужно было всегда, но тогда вранье мы называли вымыслом. Сейчас оно выглядит совершенно реальным, поэтому и называется по-другому. Подстраиваться под это нельзя. А рецепт выживания довольно прост. Простите за лаконичность, надо иметь совесть и мозги.


фото: из личного архива Егора Серова | текст: rg.ru



Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


#1873 ONAIR.RU 23.03.2022


Далее


Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Ведущая радио Хит FM Диана Терешкова рассказала на конференции РАР – кем для слушателей должен являться радиоведущий
Утренние шоу должны делать люди счастливые, веселые, умные, обладающие ценностями
На Детском радио в Санкт-Петербурге завершился конкурс «Мой классный – классный!»
Для класса-победителя и его учительницы прошла Дискотека Детского радио
Радио и Digital: дальнейшие пути взаимного развития коллаборации
Радиостанции уже «научили» слушателей настраиваться на любимую волну на ПК или смартфоне, запускать радио в умных колонках, слушать подкасты
«Европа Плюс Челябинск» дарит слушателям 40 тыс. рублей на отдых от городской суеты
В эфирном проекте радиостанции нет проигравших

RSS E-Mail ВКонтакте

Далее новости за этот день

# РЕКОМЕНДУЕМ


# РЕКОМЕНДУЕМ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта