Игорь Азовский: В ряде городов мы наших столичных конкурентов обходим в несколько раз ...


Текстовая версия


 

«Афиша» продолжает публиковать большие интервью с руководителями самых популярных музыкальных радиостанций страны. В этом выпуске — Игорь Азовский, программный директор радио DFM.

OnAir.ru - Игорь Азовский: В ряде городов мы наших столичных конкурентов обходим в несколько раз ...— Вы согласны с тем, что DFM — это такое радио, которое слушают студенты на домашних вечеринках, перед тем как пойти в клуб вроде Fabrique или Zona, и это радио, которое играет в круглосуточных магазинах и такси, чтобы продавцы, охранники и водители не спали. Или это про что-то другое совсем?

— Справедливо. И про что-то другое совсем. Это действительно массовая и самая популярная радиостанция среди молодежи. Здесь не только студенты, здесь еще и школьники, а верхняя граница нашей аудитории — где-то до 35 лет. В ряде городов мы наших столичных конкурентов обходим в несколько раз, находимся в тройке лидеров среди всех радиостанций.

— А что за столичные конкуренты?

— Ну здесь радиостанций много, не буду даже перечислять. Идет борьба скорее на уровне менеджеров — кто креативнее, кто ярче. Мы к конкурентам относимся с глубоким уважением, но нашу радиостанцию они особо не беспокоят, потому что мы прекрасно понимаем, в каких условиях мы работаем, и только преумножаем количество городов, где есть DFM — в настоящий момент их 860. Вообще, любой успех программного продукта должен быть монетизирован. Все упирается в деньги. Если продукт удается монетизировать, если он приносит достаточное количество денег, то этот продукт, безусловно, успешен.

— А вы изначально бизнесмен или танцор?

— Скорее танцор полупрофессиональный. То есть я начинал в свое время как радиоведущий. Это было в 1997 году. Радиостанция называлась «Милицейская волна». Она только-только открылась.

— Вы учились по линии МВД?

— Нет, я учился в Московском институте стали и сплавов, но до диплома, к сожалению, дело не дошло. А закончил я Московский гуманитарно-экономический институт. Я юрист по профессии. Вряд ли мне это помогает в моей нынешней работе, хотя с вопросами авторского и смежного права приходится сталкиваться ежедневно, потому что станция, играющая ежедневно огромное количество ремиксов, ремейков и так далее, вынуждена за этим следить. Так вот, после «Милицейской волны» был очень яркий период — работа на радиостанции РДВ под руководством Алены Масуренковой, которая сейчас занимается радиостанцией «Кекс FM». Я работал с Тиной Канделаки — подносил ей компакт-диски, когда стажировался и учил пульт. Вряд ли Тина меня вспомнит, да и я…

— Вы уже остыли к ней?

— Я подостыл, да. Тем не менее был эпизод такой. Стас Садальский, Катя Новикова, Безумный Макс — радиостанция очень неплохо себя чувствовала в тот момент. Но руководству в одночасье пришла мысль, что много денег не бывает. Радиостанцию решили переформировать во взрослое радио, а мне самому поступило предложение из города Костромы — возглавить оставшуюся сетевую радиостанцию РДВ. Потом я вернулся в Москву, работал в ВГТРК — три года был программным директором радио «Юность». Я считаю, что молодым людям, мечтающим о карьере на радио, очень полезно пройти такую школу в государственной радиостанции — там сама атмосфера многому может научить. Например, у нас в коридоре висела доска позора, мы так ее называли, на которой с завидной частотой обновлялись имена и фамилии людей, которые делали грамматические ошибки и делали ошибки в ударениях. Крупными буквами: «Иванов» — и список слов, в которых были сделаны ошибки в эфире, скажем, «Маяка».

— Вы там какие реформы провели? Запретили в эфире Надежду Чепрагу?

— Да нет, этого там уж не было давно. Ни Надежды Чепраги, ни Софии Михайловны Ротару, ни Аллы Борисовны Пугачевой. Там было все подряд, что имело хоть какое-то отношение к так называемой молодежной культуре. Это радио представляло собой некий набор авторских программ, которые были закреплены за каждым конкретным ведущим.

— И они там делали все что хотели?

— Да, то есть не было какой-то генеральной политики.

— А вот R’n’B на «Юности» благодаря вам завелось?

— Да, но дозированно. «Юность» же долгое время вещала на УКВ, и когда мы только готовили ее к выходу на FM, на Большой земле было повальное увлечение этой музыкой, притом только программные директора разбирались в ней как в таковой. Когда ее всюду стали ставить в бешеном количестве, народ просто не понял, что это такое. Все привыкли к понятным текстам, к понятным словам, а тут все такое извращенное, все такое ломаное и красивое. Мы сделали «Юность» данс-радиостанцией. «Юность» стали слушать, она с последнего места в рейтинге переместилась на пятое с конца, и мы это как личную победу расценивали.

«Everybody dance now» — это был первый пункт моей программы»

— Насколько я понимаю, до вашего прихода на DFM было разделение на региональный эфир, танцевальный, и столичный, который был как раз про поп-музыку и R’n’B. А вы сделали так, что эфир стал единым, только танцевальным. Почему вы решили, что так будет правильно?

— Мы, программные директора, имеем больше возможностей, чтобы куда-то ездить, общаться с коллегами, — и наш кругозор, безусловно, шире, чем индустрия и чем слушатели. Мы должны смотреть вперед, что будет завтра, что будет послезавтра. У нас была задача утанцевать, затанцевать DFM. Мы выбрали за основу слоган «Everybody dance now» — это был первый пункт моей программы. И все изменения в эфире я выстраивал соответственно. Было очевидно, что данс будет в тренде. А сейчас, кстати, тот же R’n’B тихонько возвращается — вы посмотрите, какие новинки мы видим в эфире. Flo Rida, Pitbull и так далее — их еще вчера можно было спокойно отнести к одному из направлений R’n’B. Это нормально, это эволюция от обезьяны к человеку, назовем это так.

— Если кратко прокомментировать превращение «Динамит FM» в DFM, то что произошло?

— «Динамит» — это была данс-поп-радиостанция. Очень вовремя и очень качественно сделанная. Это был действительно флагман для своего времени, это была радиостанция, на которую равнялись и которую хотели укусить многие конкуренты. Но DFM — совершенно другая станция, она не менее кусача, в хорошем смысле слова. И мы свою поляну и свою аудиторию так просто отдавать не собираемся.

— Когда вы продумывали сценарий этой новой танцевальной радиостанции, вам не хотелось примерить модель BBC Radio 1 — массового национального радио с мощной андеграундной культурой, которое рассказывает о музыке для стадионов, но еще и какие-то образовательные цели перед собой ставит. Или такое радио в России невозможно?

— Если мне не изменяют познания, то BBC Radio 1 — государственная радиостанция. В отличие от них мы должны делать продукт, который будет коммерчески успешным и легко монетизируемым. Тем более мы в составе медиагруппы, где есть разные радиостанции, которые выполняют разные задачи. Так что мы не брали за основу BBC Radio 1 или еще какие-то модели. Какие-то элементы — может быть.

— Вплоть до начала-середины нулевых эфир многих станций строился от личности ведущего. Слушатели знали, что диджея Грува надо ловить на таком-то радио, диджея Фонаря — на таком-то.

— На «Динамит FM».

— Так вот, люди слушали диджея с именем, потому что им было важно, какую музыку он сам выбирает, и что-то в меру увлекательное про нее рассказывает. Сейчас диджей — это такой дружелюбный парень (или девочка), который вовремя подбадривает слушателя, но никакой собственной точки зрения как будто не имеет.

— Культура меняется. Люди становятся разборчивыми. Люди становятся образованными, избирательными, капризными. Вот какое радио было раньше, буквально десять лет назад? Это что-то такое космическое, что-то такое волшебное. Люди, которые там работают, — это легенды. Сейчас все совершенно по-другому. Сейчас аудитория должна выбрать среди пятидесяти с лишним кнопок в Москве именно тебя. А в идеале — забить тебя в первые шесть в своем автомобиле. И ты для этого должен много чего сделать. Потому что в силу наличия интернета, телевидения, спутникового телевидения, у людей есть возможность послушать почти все что угодно. В том числе BBC Radio 1, совершенно спокойно через интернет. Поэтому сейчас гораздо сложнее работать.

— То есть вам как руководителю нет смысла нанимать какого-то капризного диджея с именем, который может проспать эфир, просить какие-то другие деньги, — лучше просто взять какого-то милого человека с подвешенным языком?

— Знаете, был эпизод в начале моей работы в должности программного директора DFM, когда нам пришлось расстаться с рядом давно работающих диджеев. Именно по причине отсутствия дисциплины. Они очень расслабленные парни. Я с глубоким уважением отношусь к их заслугам, их нельзя не учесть. Более того, на одном из наших ближайших фестивалей «D-скач 90-х» мы это обязательно отметим, и они обязательно будут приглашены. Захотят они прийти или нет — это уже второе дело. У меня есть акционер, который от меня требует реализации программы монетизации, это нормально. Я считаю, что успех любого продукта состоит из 24-часового вещания. Но в целом, если я получал на протяжении какого-то длительного времени двухгодичной давности миксы, ну неужели это правильно, когда у уважаемого диджея играет старый микс? Вот нам и пришлось расстаться с рядом персонажей. И привлечь других ребят, которые приняли новые правила и стали по ним работать. Хотя есть у нас один из старослужащих, один из динозавров, которого мы очень любим — это диджей Коля.

— А вы можете как-то коротко сформулировать эти правила игры?

— Если ты уезжаешь куда-то, ты обязан предоставить свой микс свежим, актуальным, и твой программный директор должен знать, где ты. Ничего сверхъестественного здесь нет.

— У вас есть ведущий, которого зовут Большая Танцевальная Мышь, — это кто придумал?

— Однажды наш диджей Андрей (в простонародье Володя, он же теперь Мышь) в одной из подводок к песне произнес «Я танцевальная мышь». Я просто влетел в диджейскую «Все, чувак, с завтрашнего дня ты будешь Большая Танцевальная Мышь». И мы с ним начали работать в этом направлении. И на сегодняшний день это один из самых узнаваемых диджеев нашей страны. И реально между БТМ и DFM стоит знак равенства.

— В сетке раньше была заявлена передача «Спокойной ночи, голыши» — «релаксация и ощущение Лазурного берега». Куда она делась?

— Это воскресный эфир с легкой музыкой. Название я придумал — и я же запретил. Теперь передача называется «Lounge Hall».

— У вас есть еще блоки новостей, я хотела узнать, как вы выбираете темы. Вот недавно был такой набор: одна косметическая марка выпускает специальные «карандашики для глаз» к 14 февраля, ученые выяснили, что женщины переедают из-за подружек, в Лондоне поставили умные мусорные баки. Это запросы рекламного отдела плюс легкая, необязательная информация с миру по нитке?

— Надо посмотреть, о каком карандашике идет речь, тогда я смогу ответить, имеет это отношение к коммерческому отделу или нет. Но главное — мы не информационная радиостанция. Мы музыкально-развлекательная. Говоря простым языком, было бы неплохо, если бы мы людей чем-то развлекали. От музыки нон-стоп человек устает. Есть служба информации DFM, состоящая из трех милых барышень, которые и выбирают новости.

«Народ сам выбирает, с кем ему комфортней пить кофе»

— Давайте про музыку, наконец. Глядя на хит-парад DFM, понимаешь, что в России среди молодежи по-прежнему популярен прогрессив-хаус, стадионный транс, чуть-чуть дабстепа и певица Нюша.

— У меня есть музыкальный редактор, мой заместитель Сережа Никифоров. Вот этот человек ежедневно собирает музыку по всему миру. Мы смотрим все. И интернет, и мировые чарты, и у кого что «Вконтакте». А потом уже на уровне какой-то интуиции выбираем треки для эфира.

— Из русских исполнителей к успеху на вашем радио пришла — на данный момент — одна певица Нюша. Что в ней есть такого, что ей позволяет конкурировать в эфирных чартах с Рианной?

— Во-первых, почему у нас сравнительно немного русской музыки: мы работаем в составе Русской медиагруппы, я подчеркиваю. И у нас есть флагманская радиостанция, которая блестяще справляется с задачей обработки и донесения до слушателя русской музыки, — это «Русское радио». Что касается того, почему не у всех получается так, как у Нюши: это проблема отечественного продакшена в целом. Просто людей, которые работают с Нюшей, мы хорошо знаем: ее папа, Владимир Шурочкин, сам имеет богатый опыт на сцене, смотрит на то, что происходит в мире, и пытается это все реализовать через проект под названием «Нюша». Он хорошо знает, как сегодня должны выглядеть артисты, как должны сниматься клипы, какие должны быть стилисты, как должна звучать Нюша. Но и с этим не все так просто: мы радиостанция все-таки подвижная, танцевальная, мы просим, чтобы это тоже учитывали. Вот, например, последний сингл Нюши у нас играет в ремиксе.

— Продолжая тему русских артистов: у вас в эфире постоянно играют диджей Smash и диджей Bobina. А вот есть, к примеру, группа Tesla Boy, есть диджей Японец, есть некие коллективы, востребованные аудиторией Пикника «Афиши» (вроде группы Narkotiki). Как вы с этим миром соотноситесь, звучат такие артисты у вас?

— Отношусь к ним с уважением, но нет — не звучат, потому что какое они имеют отношение к слогану «Everybody dance now»? Вообще, знаете, есть такое мероприятие — «Кубана», проходит в Краснодарском крае. И там как раз очень такой яркий лайн-ап, то есть от Noize МС до Infected Mushroom. Я там побывал и впечатлился: то, что у нас называлось субкультурой, теперь превращается в массы. Молодежь идет туда, где ей нравится: к DFM, к Noize или к Tesla Boy. Но кого-то больше, кого-то меньше. В этом вся разница. Мы не лезем на поляну рок- и хип-хоп-культуры, условно говоря.

— А за русскими интернет-станциями вы следите? Вот у молодежного сайта Look At Me есть свое радио — это для вас не звоночек, не сигнал?

— Для меня в принципе звоночек и сигнал — это интернет. И про что вы говорите — Look At Me — я обязательно посмотрю после интервью, что это такое. Вообще, все упирается в поддержку. Если у этого портала появится серьезная поддержка, увеличится число пользователей, тогда это будет, наверное, заявка на что-то. Но мы и сами не стоим на месте и развиваем свои радиостанции.

— В аэропорту Шереметьево есть одна кофейня, которую я не терпеть не могу, — в ней всегда невероятно громко играет ваше радио.

— Я ее знаю! И очень люблю эту кофейню в Шереметьево — в том числе за то, что там громко играет DFM. А вам бы чего хотелось?

— Лучше, чтобы там вообще ничего не играло. Я их даже несколько раз просила притушить громкость — но это не помогает.

— Ну вот видите, народ сам выбирает, с кем ему комфортней пить кофе. Наверное, чем-то держим. Магнитом каким-то.

— Но вы же согласны, что DFM — это не совсем музыка для общественного пространства?

— Нет, не согласен. Это как раз музыка для большого пространства, для поддержания тебя в тонусе. Это музыка для активного человека, для дня. И, конечно, для вечера. Но вечером у нас немного иная аудитория, которая хочет поколбаситься.

— То есть вы и после работы, вечером, DFM слушаете — в машине, дома, — не устаете?

— Я слушаю DFM 24 часа в сутки. И это знают все мои сотрудники.

Екатерина Дементьева, www.afisha.ru



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


7200 ONAIR.RU 19.02.2012 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта