"Broadcasting": Мультимедиа навстречу радио


Текстовая версия


Уважаемые коллеги!
Информационный портал OnAir.ru предлагает вашему вниманию новый раздел каталога "СМИ о радио" с последними материалами журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание", посвященными радиоиндустрии. Приятного чтения! 

Справка: "Broadcasting. Телевидение и радиовещание"
Профессиональное издание для руководителей и специалистов, занятых в обеспечении вещания, в процессе управления электронными СМИ, в предприятиях постпроизводства; а также в разработке новых каналов связи для целей массовых коммуникаций. В издании освещаются актуальные вопросы деятельности теле-, радиовещательных организаций и компаний, которые занимаются производством и распространением аудио- и видеоконтента, представляется анализ рынка студийного и вещательного оборудования, интервью с ведущими техническими специалистами и руководителями компаний. Кроме того, журнал уделяет повышенное внимание вопросам государственного и правового регулирования в отрасли, а также вопросам менеджмента.


Мультимедиа навстречу радио

«Broadcasting. Телевидение и радиовещание» № 3, апрель-май 2004 г.
Валерий Жаров
,
главный редактор портала “Государственное радио РФ” ВГТРК,
руководитель Интернет-проекта радиокомпании “Маяк”

16-17 марта 2004 года в Женеве, в штаб-квартире Европейского вещательного союза (ЕВС), объединяющего государственные и общественные телерадиокомпании Европы, прошел международный форум “Мультимедиа и радио”. Около 80 участников данного мероприятия, представители различных европейских радиостанций, в течение двух дней обсуждали возможности мультимедийных технологий для радио

Открывая форум, директор департамента радио ЕВС Райна Константинова отметила, что на сегодняшнем этапе развития технологий общественные и государственные вещатели просто обязаны работать с мультимедиа.
Понимая значимость данного направления и констатируя вовлеченность радиостанций в процесс разработки различных продуктов и услуг на базе новых технологий, руководство вещательного союза приняло решение сделать ежегодным форум, посвященный мультимедиа. Таким образом, в нынешнем году прошло первое заседание по новому направлению.
Основная цель данного мероприятия - обмен опытом и идеями в сфере мультимедийных приложений, связанных с радиовещанием. И речь идет именно о содержании, а не о технических проблемах реализации. Такая вот фабрика проектов и идей.
Работа форума была организована следующим образом: одна за другой следовали тематические секции, в рамках которых участники представляли свои доклады. Все выступления шли под лозунгом “Новые возможности”, но их тематика была различна:
- мультимедиа и звук;
- цифровая программа передач;
- информация для тех, кто в дороге;
- радиопостановки;
- обратная связь со слушателем / интерактивность;
- радио в Интернете.

Что такое мультимедиа?

Понятие “мультимедиа” связано с цифровыми технологиями и подразумевает одновременное использование звука, фото-, видео- и текстовых материалов и так называемую интерактивность (обратную связь со слушателем и возможность слушателя влиять на эфир). Техническим средством в данном случае может служить мобильный телефон, цифровой радиоприемник, электронная почта, Интернет-сайты или все перечисленное сразу.
Интересно, что при наличии общепринятого толкования каждый из участников форума определяет понятие мультимедиа по-своему. Кто-то полагает, что мультимедийные технологии приведут к некоему симбиозу и объединят все СМИ, существующие на данный момент, в один мультимедийный продукт. Другие склонны считать, что новые технологии - не что иное, как новые возможности и дополнительные функции медийных средств, пусть удобные, заманчивые, но все же второстепенные.
Сотрудники постоянных служб ЕВС пока не склонны выделять мультимедиа в качестве отдельного направления вещания. Но радио только выиграет от вовлечения в свою орбиту мультимедиа. Вот что сказала по этому поводу Райна Константинова, директор департамента радио Европейского вещательного союза: “Мультимедиа открывает новые измерения для радио. Перенос на различные платформы, создание новых услуг для слушателей - все это увеличивает эффективность радио.
Мультимедиа предполагает интерактивность. Новые технологии дают возможность расширить само понятие “радио” за счет активного использования компьютеров и телефонов. А это важно для привлечения молодой аудитории.
Когда 50 лет назад появилось телевидение, многие говорили о скорой смерти радио, но оно продолжает развиваться - во многом благодаря своей мобильности, возможности легко адаптироваться к ситуации и открывать новые горизонты для дальнейшего развития”.
Дэвид Вуд, руководитель мультимедийного направления технического департамента ЕВС, считает, что мультимедиа представляет собой набор новых инструментов, который вещатели получают в свое распоряжение. “Это стало возможным благодаря цифровым технологиям. Если у нас есть цифровые телевидение, радио или Интернет, то мы можем добавить к традиционному вещанию множество дополнительных функций, которые сделают программу более интересной, значимой и насыщенной. Это очень похоже на газеты с программой передач, которые вы покупаете в киоске, только в нашем случае речь идет об электронной “газете”.
Переход на цифру способствует улучшению создаваемого вещателями продукта путем добавления к программам дополнительного вида информации. Слушателю же предоставляется возможность влиять на радиопрограмму в интерактивном режиме.
Радио было и остается уникальным средством массовой информации, но мультимедиа существенно расширяет его возможности в области получения информации о программах. От такого радио вы сможете получить еще больше удовольствия!”
Конечно, мультимедиа может существовать и отдельно от радио или телевидения, но опыт европейских вещателей свидетельствует о том, что наиболее действенный результат от мультимедийных технологий достигается в случае, когда они используются совместно с программами радио и ТВ. Наиболее популярные мультимедийные сайты или DAB-проекты всегда связаны с радио или телевидением.
Таким образом, мультимедийные технологии могут стать дополнением к привычным для всех нас радиопрограммам. Более подробно представленная информация, тематические досье, электронные программы передач, возможность вернуться на несколько минут или десятков минут назад по эфиру… Радиослушатель может больше не быть “привязанным” ни к месту, ни ко времени слушания радио: автоматизированная система запишет интересующую вас передачу, а прослушать ее вы сможете в любое удобное для вас время.
О записи традиционных рубрик и заботиться не надо, все происходит автоматически: вы просто набираете номер телефона и через голосовое меню определяете интересующую вас радиопрограмму - последний выпуск новостей, сведения о погоде, новости спорта, астрологический прогноз для вашего знака зодиака или что-то еще. В Женеве уже действует такая система, причем указанную информацию швейцарцы могут получить на любом из официальных языков, принятых в стране.

Для тех, кто в пути

Как доставить информацию, необходимую путешествующим: предупреждение о затрудненном движении на автотрассах, маршруты следования и прочие полезные сведения? Комплекс вопросов, связанных с этой проблемой, объединен в целое направление, которое называется TTI (travel and traffic information). Глядя на то, как европейцы обсуждают эти вопросы, чувствуешь себя человеком из каменного века.
Рубрики радиопрограмм “Пробки на дорогах” - привычные и большей частью бесполезные для нашего слушателя - в Западной Европе реализованы посредством телекоммуникационных систем. Информация о затрудненном движении от специальных служб попадает на серверы радиостанции и передается радиослушателям в цифровом формате - причем только та информация, которая актуальна для конкретной местности. Естественно, это возможно лишь в том случае, если информация со стороны разработчика структурирована и сопровождается метаданными (при имеющемся способе доставки данных потребителю).
В целом эти системы призваны упорядочить транспортные и человеческие потоки не только на местном, но и на общеевропейском уровне.

Мы ищем таланты!

На форуме было представлено несколько Интернет-проектов из Норвегии, Нидерландов и Швеции, посвященных музыке в мировой компьютерной сети.
Представитель шведской радиовещательной компании поделился опытом размещения на сайте многоканального аудио и возможности при цифровом вещании разложить звук, идущий из студии, на несколько каналов. Тем самым достигается объемное звучание, как в домашнем кинотеатре. И если использовать данную технологию при трансляции концерта, то у слушателя возникнет ощущение, будто он слушает музыку в зале консерватории. Оценить эту технологию можно на Интернет-сайте шведского радио www.sr.se/multikanal/.
Несколько проектов, представленных на форуме, были посвящены музыкальным библиотекам, которые радиостанции организуют для своих слушателей - так называемый “создаваемый слушателями контент”. Характерный пример - по адресу http://ongekendtalent.nl/.

На поводу у слушателей

Многие радиопередачи предусматривают интерактивный режим работы: например, слушатель может зайти на форум и задать вопрос гостю программы. Но вот то, что радиопостановка может идти по тому или иному сценарию в зависимости от предпочтений слушателей, для меня было настоящим открытием! Один из проектов, представленный на форуме в Женеве (http://www.bbc.co.uk/darkhouse/), очень похож на книги с несколькими сценариями, где читатель сам выбирает то или иное направление развития - своего рода ролевая игра. Сюжетные линии, конечно, записаны заранее, и слушатели имеют ограниченное количество вариантов для выбора, но опыт поразителен. Слушатели голосуют за тот или иной вариант по телефону, с помощью SMS, через Интернет или пишут письма на радиостанцию. В эфир выдается сценарий, набравший наибольшее количество голосов радиослушателей.
Датское же радио познакомило участников форума с проектом радиопостановки “Йоханна”. Если в варианте этой пьесы, который представлен на радио Би-би-си, все уже подготовлено заранее, то в датском варианте пьеса рождается по ходу развития событий. В данном случае слушатели участвуют в процессе формирования радиопостановки на этапе ее создания, а создатели сами точно не знают, куда приведет их развитие сюжета.
Кстати, датское радио также разработало систему, в которой сообщения слушателей, поступившие через Интернет или SMS, пройдя через фильтр, выдаются в эфир, озвученные электронным синтезатором речи. Некоторые полученные таким образом отзывы добавляются в джинглы радиостанции.

Посмотрите (на) радио

Visual radio - так называется один из проектов, представленных на женевском форуме. Он представляет собой систему визуального представления радио - речь идет о цифровом приемнике нового поколения.
Радио KissFM, представители которого рассказывали об этой системе, - действующий проект в Финляндии. Какие новые возможности он открывает? Проголосовать за исполнителя или композицию, получить дополнительную информацию о том, что в данный момент идет в эфире, узнать новости финансовых рынков, погоду, принять участие в конкурсах и опросах, приобрести диск или иной товар - то есть своего рода телекиоск. Одно из преимуществ данной системы, по мнению разработчиков, - наличие на ее сервере информации о том, сколько пользователей подключено к интерактивному режиму. На сайте www.visualradio.com вы найдете демоверсию того, что получают финские слушатели. Расстраивает только то, что для России на данный момент подобная система не имеет никакого практического применения.

Интернет-радио

Одно из воплощений новых цифровых технологий - Интернет-сайты. Они активно используются в качестве интерфейса для общения со слушателями; на Интернет-ресурсах радиостанции публикуют свои архивы. В международной компьютерной сети размещаются и разного рода спецпроекты. Но большей частью на данный момент Интернет-департаменты радиостанций - это экспериментальные лаборатории, работающие над созданием нового интерактивного вещания.
Практически во всех проектах, продемонстрированных на форуме “Мультимедиа и радио”, в большей или меньшей степени используются возможности Интернет-сайтов. Иногда при этом мультимедийные проекты чем-то напоминают CD или DVD-ROM -- например, радиопостановка радио Словении (www.rtvslo.si/savrinke/).
Еще один интересный проект, представленный на форуме, - Интернет-радио “Арте” (www.arteradio.com). Это радио существует только в Интернете. Соответственно и его программы создаются специально для Интернета. По словам руководителя данного проекта Сильвэна Жира, это самое дорогостоящее радио в мире, потому что порой вся команда работает целую неделю над одним материалом! Иными словами, звуковое оформление передач доводится до совершенства. Количество текста и изображений на сайте минимально, и они играют второстепенную роль.
Интересно, что данный проект предусматривает и создание слушателем собственной программы радио. Для этого он “пролистывает” Интернет-страницы, выбирает интересующие его передачи и перемещает их в виртуальную корзину, формируя тем самым собственный плей-лист.

О трудностях

Как известно, даже бочка меда не обходится без ложки дегтя.
Общаясь на женевском форуме с коллегами, я спрашивал, с какими трудностями им приходится сталкиваться в процессе работы над проектами.
Как ни парадоксально, трудности вещателей из разных стран не слишком отличаются.
Самая распространенная жалоба - нехватка средств на оплату работ и сетевого трафика.
Новая медийная среда требует экспериментов, а их проведение подкреплено только энтузиазмом. Искусство требует жертв…
Проблемы с авторами эфирных программ, которые почему-то не желают предоставлять тексты в электронном виде, зачастую не умеют пользоваться электронной почтой или поисковыми системами в Интернете.
Два дня форума пролетели как несколько минут. Думаю, участники не пожалели, что приехали в Женеву. Без сомнения, обмен мнениями и идеями даст толчок для новых экспериментов, и через год новые интересные проекты будут представлены на очередном форуме “Мультимедиа и радио”. За время работы представители разных вещательных организаций, работающие в сфере мультимедийных технологий, завязали новые контакты. Уверен, что общение будет продолжено и за рамками заседаний и общих дискуссий.
Кстати, уже вернувшись из Женевы, я связался с некоторыми из моих коллег, и, как оказалось, они уже предложили своему руководству проекты по образу и подобию тех, которые были представлены в Швейцарии.



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


6689 ONAIR.RU 09.07.2004 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта