Николай Сенкевич: "Нет свободы слова? Зато есть школа злословия!"


Текстовая версия


"Независимая газета", 19.10.2004
Сергей Варшавчик

Глава «Газпром-медиа» Николай Сенкевич – о политике НТВ, альянсе с «Еврофинансом» и долгах Гусинского

Николай Сенкевич занял пост руководителя «Газпром-медиа», покинув кресло гендиректора НТВ, более трех месяцев назад. О том, что за это время ему удалось сделать на новом посту, он рассказал «НГ» в первом после своего назначения интервью.
 
– Николай Юрьевич, как развивается совместный медиахолдинг «Газпром-медиа» и «Еврофинанса», о создании которого было объявлено достаточно давно?
– Создание совместного холдинга у нас всегда было в планах, но пока никто не говорил, что этот холдинг создан. В настоящее время АКБ «Еврофинанс» и Моснарбанк – наши добрые партнеры. Они являются миноритарными акционерами в ряде медиакомпаний, но не являются владельцами «Газпром-медиа» или какого-либо иного совместного холдинга. Более того, создание совместного холдинга с «Еврофинансом» – это один из возможных путей реструктуризации задолженности, что является основной задачей, в настоящий момент стоящей перед нами, менеджментом «Газпром-медиа». Один из возможных, но далеко не единственный.

– С чем связано затягивание создания совместного медиахолдинга?
– Никто жестких сроков не ставил. Просто, чем больше начинаешь этим заниматься, тем больше понимаешь, что на твоем пути достаточно много проблем, которые надо расчищать. Собственно, сейчас мы вышли на некую, не могу сказать, что финишную, но все-таки на обозримую прямую. Пройдена достаточно сложная, мучительная стадия по согласованию тех или иных юридических и экономических аспектов. Недавно, например, мы подписали соглашение с правительством Москвы, которое дает старт урегулированию задолженности ЗАО «Медиа-МОСТ» (которое, имея некоторое количество акций в наших медиаактивах, находится сейчас в стадии ликвидации), что я рассматриваю как серьезный фактор, связанный с выполнением всех условий по соглашению Владимиром Гусинским перед нами и нами перед ним. За последнее время мы разработали целую серию вариантов реструктуризации как самого холдинга «Газпром-медиа», так и задолженностей наших медиакомпаний перед «Газпромом». Мы находимся в тесном контакте с соответствующими подразделениями «Газпрома», и по всем нашим ощущениям и пониманию ситуации можно сказать, что критическая масса разработок достигла той точки, после которой будет инициирован этот процесс, и инициирован достаточно быстро.

– Какие-то конкретные сроки можете назвать?
– Жизнь диктует свои условия. Именно поэтому я никогда в жизни не называл никаких сроков. Наследство нам досталось беспокойное, но и до нас, и нами действительно проделана гигантская работа. Буквально по миллиметру приходилось зондировать почву, каждое, даже самое маленькое решение надо было несколько раз проверять на предмет его состоятельности как в юридическом, так и в экономическом плане. Существуют определенные, корпоративные процедуры, которые занимают время – сбор совета директоров, собрание акционеров для принятия тех или иных решений. Все это тоже влияет на временные рамки. Надеюсь, что к концу текущего года мы сможем обозначить более точные даты по завершению реорганизации холдинга. Думаю, что окончательная точка при самом благоприятном стечении обстоятельств может быть поставлена в 2005 году.

– О каких сумах идет речь, говоря о задолженности «Газпром-медиа» перед «Газпромом»?
– Для «Газпром-медиа» эти суммы велики.

– По моим данным, это 600 миллионов долларов.
– У вас данные, похожие на правду. Причем речь идет не только о задолженности самого «Газпром-медиа», но и о задолженности ряда медиакомпаний, дочерних компаний «Газпром-медиа», перед «Газпромом». При этом существуют еще различные варианты взаимной задолженности. Так что, поверьте, это достаточно хлопотное хозяйство.

– «Газпром-медиа» владеет 70% акции НТВ. Что делается для ее развития, в частности, в регионах, где, по вашим собственным словам, ощущается недостаточное присутствие телекомпании?
– Могу сказать, что за 2003 год было дополнительно организовано вещание в 190 населенных пунктах, что позволило увеличить потенциально охват населения до почти 118 миллионов человек, или 81,7% аудитории страны. Но, как говорится, всегда просите большего – статус федерального канала обязывает. Надеюсь, что эта динамика сохраняется при нынешнем заместителе генерального директора НТВ по региональной политике Рифате Сабитове.

– Зачем понадобился переход НТВ на круглосуточное вещание?
– С точки зрения имиджа это, бесспорно, шаг вперед. Могу сказать, что эта тема неоднократно обсуждалась на НТВ и, собственно говоря, столь длительный срок для принятия решения потребовался для того, чтобы рассчитать, каковы будут финансовые затраты и как можно эти затраты компенсировать. При этом ни у кого не было сомнения в необходимости перехода на круглосуточное вещание, учитывая, что два остальных федеральных канала это уже сделали. Тем более, с учетом того, что у крупных телекомпаний всегда есть проблемы, связанные с тем, что они не могут «переварить» весь тот телевизионный продукт, который так или иначе закупается. Его надо показывать, его надо «сжигать». Иначе получится, что деньги уплачены впустую. При этом мы хорошо знаем, что рейтинги ночью не меряются, поэтому очень сложно оценить эффективность размещения рекламы в ночное время, и очень сложно это все спрогнозировать, но тем не менее как бонус к контракту рекламы – размещение в ночное время, безусловно, может работать и работает, о чем свидетельствует практика других каналов.

– Если говорить о рейтингах, то многие аналитики полагают, что НТВ, ранее конкурировавшее с Первым каналом и «Россией», теперь заметно отстало от них и конкурирует с каналом СТС.
– С этим я не согласен. Что такое конкуренция? Борьба за зрителя. Если посмотреть состав аудитории, то и по сей день мы конкурируем по качеству аудитории с первым и вторым каналами. Более того, именно в силу некоторой, не в обиду другим каналам, «продвинутости» аудитории НТВ именно этот канал является для рекламодателей премиальным каналом. Что позволяет нашей рекламной компании «НТВ-медиа» очень эффективно работать на этом рынке и обеспечивать постоянный рост рекламы.

– А в чем заключается «премиальность» вашего канала?
– Для рекламодателя важно то, что НТВ – канал для самой умной, самой мужской, самой образованной и соответственно самой обеспеченной и покупательскоемкой аудитории.

– Тогда чем можно объяснить закрытие одной из самых рекламоемких программ НТВ «Свободы слова» с Савиком Шустером?
– Я, как президент совета директоров НТВ, отвечаю за развитие телекомпании, за ее экономические показатели, за глобальную стратегию, но не вмешиваюсь в кадровую и программную политику. С точки зрения экономики доходы канала растут, и здесь все в порядке. Я бы не стал отвечать на этот вопрос, потому что здесь есть некое внутреннее противоречие. Я был там. Сейчас я здесь. И ни в коей мере не хотел бы комментировать те или иные решения нового генерального директора НТВ. Владимир Михайлович Кулистиков является человеком профессиональным, опытным телевизионщиком. Я думаю, с этим никто не поспорит. Это мэтр нашего российского телевидения.

– Вы не даете советы Кулистикову по тем или иным проблемам?
– Побойтесь Бога. Чтобы я советовал Владимиру Михайловичу! Это то же самое, если бы я в той, медицинской жизни советовал бы Пирогову.

– Владимир Кулистиков пояснял мотивы закрытия, в частности, тем, что в программе Савика Шустера появлялись в основном политические маргиналы, за которых страна не голосует. Получается, что последнее политическое ток-шоу в прямом эфире на нашем ТВ было слишком независимым?
– Я всем говорю, что у нас в стране понятие «независимость» все больше и больше подменяется другим понятием – «оппозиционность». Как говорил Портос: «Я дерусь, потому что дерусь». Где, в какой стране вы видели независимые СМИ?

– Я полагаю, что под словом «независимость» надо понимать независимость от власти.
– Вы еще скажите «четвертая власть». Всегда хорошо порвать на груди рубаху и сказать: «Я власть!» А чем тогда СМИ, претендующие на власть, отличаются от любой другой власти, претендующей на власть? Тавтология. Оппозиционность и независимость – это две большие разницы. Независимость все-таки предполагает некий баланс точек зрения на одной платформе. Вот это и называется независимость. Что, сильно изменились, к примеру, новости НТВ?

– Достаточно сильно.
– Видимо, вы не в то время включаете телевизор.

– Хотите примеры? Пожалуйста. Тема Чечни в настоящий момент представлена только на одном российском канале – REN TV, где недавно вышел пятисерийный документальный фильм «Чеченский капкан».
– Отчасти вы хотите найти эту тему, и потому вы находите это на REN TV. Это нормальная история, когда человек ждет чего-то – он это находит. Но все-таки телевидение, к сожалению, значительно более массовый продукт, чем газеты, которые можно создать для определенной группы людей. Телевидение не может быть таким, иначе это не будет телевидением. 

– Ну так сделайте канал для определенной группы людей, которая не приемлет нынешнее парламентское большинство в Думе. Их не так уж и мало, как вам кажется.
– Справедливости ради давайте посмотрим на рейтинги этой аудитории – она минимальна. Это меньшинство. И что? Вы хотите сказать, что на НТВ это меньшинство не может найти себе передач, информационных программ по вкусу?

– На НТВ «Свободы слова» сейчас нет.
– Зато есть «Школа злословия». Вы смотрите ее. Кстати, последний приказ, который я успел отдать, уходя с НТВ, был приказ о подписании контракта с этой программой. Того же Соловьева смотрите? Там порой такие точки зрения соприкасаются, что искры летят.

– «К барьеру», к сожалению, выходит в записи.
– Потому, что вообще очень сложно сделать нормальное ток-шоу. Можно сколько угодно грешить на запись, но вы посмотрите. Баланс взглядов должен быть. Не может быть моновзгляда.

– Баланс государственный и либеральный?
– Совершенно верно. Вот в этом, на мой взгляд, заключается независимость. Могу так, могу эдак.

– Планируется ли расширение медиахолдинга? Или, напротив, от каких-то активов вы будете избавляться?
– Мы постоянно держим руку на пульсе, сканируем динамично развивающийся медийный рынок. Я не буду пока говорить о наших конкретных планах, но нас, безусловно, интересует приобретение или создание неких других еще бизнесов в этой сфере, включая телевидение, радио, печатную прессу и интернет. «Газпром-медиа» – это совершенно живой организм, который должен жить и развиваться.



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


4982 ONAIR.RU 25.10.2004 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта