Памяти массовой информации


Текстовая версия


"Независимая газета", 21.01.05
Илья Стечкин

Журналисты уступают место "диспетчерам".
Если раньше социальный статус человека определялся его достатком, то теперь, в эпоху информационного общества, на место богатства материального пришло богатство информационное. Причем оба эти показателя успешности человека зависят друг от друга. Большинство людей по-прежнему используют "вертикальную модель" СМИ – массмедиа поучают, продвигают, пиарят и даже иногда информируют большую часть аудитории. Это – привычно. Между тем уже появляются люди, которых не устраивает "диктатура СМИ". Эти люди отказываются от телевидения, на газеты у них нет времени, а по радио они слушают только музыку, да и то – в машине, вполуха. Именно вокруг этих людей, для которых свобода доступа к информации и ее оперативность – жизненные принципы, формируется новая, "горизонтальная" модель СМИ.
Чтобы соответствовать современным требованиям рынка, профессионал обязан не только глубоко разбираться в своей области, но и уметь доходчиво объяснить суть своей работы, например потенциальным клиентам. Это значит, что любого профессионала можно рассматривать как источник журналистской информации. Одновременно с этим новые коммуникационные технологии вообще и cеть в частности предоставляют профессионалам практически неограниченные возможности для общения между собой. Все сложнее становится найти рабочее место, не оснащенное компьютером с доступом в интернет. В итоге для того, чтобы получить любую интересующую информацию в той или иной области, достаточно просто связаться с человеком, который хорошо разбирается в теме. Но что делать, если среди ваших знакомых нужного знатока нет? Добро пожаловать в интернет!
Сеть разделена на сообщества, своего рода "клубы по интересам". Однако внутренняя структура этих "клубов" становится все сложнее. Как правило, сообщества состоят более чем из одного сайта; кроме того, внутри каждого сообщества наблюдается все большая специализация. Например, автомобильное комьюнити включает в себя специалистов по спортивным автомобилям, продавцов подержанных машин, любителей экстремального вождения и многих других. Если обратиться "не по адресу" – есть шанс натолкнуться на весьма холодный прием. Вот тут-то и появляется необходимость в "медиаторах" – журналистах новой формации. Их задача – не принудительно информировать, не влиять на мировоззрение аудитории путем отбора "нужных" фактов, но "замкнуть" на себя максимальное количество сообществ, каналов информации по "своей" теме. Они – сталкеры в мире информации. Именно к ним следует обращаться в случае, если вас интересует тема, далеко выходящая за сферу ваших профессиональных интересов, и при этом вы хотите быть уверены, что получите ответ.
Эта схема предполагает очень высокий уровень мотивации пользователя при работе с информацией – сам вектор движения информационных потоков меняется. Они уже не направлены, как раньше, "сверху вниз", на некую безликую аудиторию. Они послушно "извиваются" по запросу каждого конкретного пользователя или группы людей. Едва ли в этом случае уместно говорить о массовой информации. О массовой коммуникации – возможно. Действительно, в процесс постоянного общения с каждым днем вовлекается все больше людей. Но их информационные потребности сугубо индивидуальны. Поэтому журналистам, обслуживающим интересы этой массы общающихся индивидуальностей, приходится считаться с личными информационными потребностями каждого пользователя. С первичной обработкой пользовательских запросов успешно справляются поисковые системы вроде Rambler или Yahoo!, но "логистикой" пользователей в рамках того или иного направления занимаются и должны занимать профессиональные коммуникаторы. Этих людей нельзя назвать журналистами в привычном смысле. Их задача – не создавать тексты, а обеспечивать самую короткую дорогу к ним.
Можно ли назвать "горизонтальную" информационную структуру территорией массовой информации? Вероятно, нет. Это территория "групповой информации", ведь нужные сведения разбросаны на ресурсах того или иного тематического сообщества с общей сферой интересов и более-менее постоянным составом участников. Так, например, в рамках сферы интересов "Музыка" могут находиться несколько сообществ: "Критики", "Меломаны", "Музыканты" и т.п. Чтобы за новыми записями любимой группы обратиться именно к "Меломанам", возможно, потребуется помощь журналиста-коммуникатора, который не только укажет вам нужную тусовку, но и подскажет, где найти тех, кто увлекается той же группой, что и вы.
Важно также учесть, что в редкие моменты – в случае каких-то социальных или природных катаклизмов – "горизонтальная структура", обладающая помимо прочего еще и информационной сверхпроводимостью, делает возможным донесение информации в кратчайшие сроки до всех сообществ. В особых случаях журналист-коммуникатор может и должен, используя все замкнутые на нем каналы, распространить внутри своей сферы, всех ее сообществ ту или иную особо важную информацию, актуальную для всех пользователей независимо от их обычных, повседневных интересов.
Таким образом, "горизонтальная модель" во многих отношениях превосходит традиционную, "вертикальную". Однако она категорически не подходит для массового влияния на аудиторию. А это значит, что с точки зрения государственных институтов она представляется менее интересной и даже, возможно, опасной. Однако именно эта модель представляет больше всего возможностей для реализации конституционных прав гражданина Российской Федерации на сбор и распространение информации – если, конечно, эта информация не составляет государственную, военную или коммерческую тайну и не разжигает национальную или религиозную рознь.
Остается только надеяться, что до тех пор, пока использование горизонтальной модели информационного обмена является привилегией медиа- и бизнес-элиты, судьба этой модели в безопасности. Впрочем, уже сейчас многие чиновники активно высказываются о необходимости установления госконтроля над интернетом. Возможно, горизонтальная схема становится настолько масштабным явлением, что начинает угрожать своей противоположности – устойчивой вертикали.



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


9008 ONAIR.RU 23.01.2005 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта