М. Сеславинский: "Мы должны устранить информационное неравенство"


Текстовая версия


"Broadcasting", 09.02.2005

В течение 2004 г. в медиаиндустрии в целом и в сфере электронных СМИ в частности произошло немало собы­тий, принципиально важных для дальнейшего развития отрасли. Весенняя админи­стративная реформа, утвер­ждение нового состава Фе­деральной конкурсной ко­миссии, принятие стандарта DVB, появление на россий­ском рынке медиаизмерений двух компаний...
Параллельно с происходящи­ми изменениями у российских вещателей появлялись и новые вопросы. Именно по­этому в начале нового года редакция журнала "Broadcasting" обратилась к руководи­телю Федерального агентства по печати и массовым ком­муникациям РФ Михаилу Сеславинскому с просьбой прокомментировать итоги прошедшего года и ответить на главный вопрос, волнующий всех вещателей: что год текущий нам готовит?

— Михаил Вадимович, существует ли сегодня концепция развития средств массовых коммуникаций? Если да, то на какой период она рас­считана и на какие рубежи выйдет отрасль в конце этого периода? Если нет, то кто занимается разработкой этого основополагающего документа и когда она завершится?
— Сейчас в Министерстве культуры и массовых коммуникаций повторно гото­вится документ, определяющий основы государственной политики в сфере куль­туры и массовых коммуникаций на пе­риод до 2010 г. В рабочую группу, кото­рая занимается его доработкой, входят и сотрудники нашего агентства. Рассмо­трение документа на заседании Прави­тельства РФ предполагается в июне. Как известно, первая попытка его обсужде­ния на заседании Правительства 19 дека­бря 2004 г. была не очень удачной.
Что касается отдельных направле­ний, то по каждому из них перед нами стоит много задач. Остановлюсь лишь на некоторых.
Сегодня телевидением охвачено 99% россиян. Однако три программы могут принимать 74,7%, четыре - 56,1%, пять и более - только 43,2% граждан. Наша задача - достичь максимального охвата населения социально значимым паке­том федеральных и региональных теле­программ. Налицо явное информацион­ное неравенство, которое нужно шаг за шагом устранять. Жители крупных и средних городов уже охвачены много­программным вещанием. Для сельских же районов и небольших городов долж­на проводиться системная работа по расширению числа принимаемых теле­каналов. Здесь охват населения может достигаться, к примеру, путем установ­ки маломощных многопрограммных ре­трансляторов.
Другое важное направление - пере­ход на новый технический уровень ве­щания, включающий замену аналогово­го телерадиовещания цифровым, рас­пространение цифровой аппаратуры, доступной потребителю. Это дело не одного дня. Поэтому так важно обеспе­чить работоспособность существующей аналоговой сети распространения теле­радиопрограмм, ее реконструкцию и постепенную модернизацию, но с при целом на переход к полномасштабному цифровому вещанию. Также в будущем нам важно научиться выдерживать сроки плановой амортизации оборудования, чтобы не жить в ситуации постоянного технологического отставания.
Требуется уделять внимание увеличению 3социально значимой части телеэфира - специализированным программам: детским, культурным, спортивным, образовательным и т.д. С 2000 г. государство поддерживает подобные телепроекты на конкурсной основе. Но и на законодательном уровне надо создать такие экономические условия, чтобы телеканалам было выгодно производить, а инвесторам вкладывать деньги в подобный продукт.

— Что изменилось в работе Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) в связи с включением в ее состав новых людей? Каковы первые итоги и планы дальнейшей работы ФКК?
— Организационной стороной подготовки конкурсов занимается Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура). Из прежнего состава Федеральной конкур сной комиссии в новом остались только два человека - ваш покорный слуга и Андрей Юрьевич Романченко.
Конечно, на первых порах происходил процесс притирки, ведь любая работа, тем более частотные конкурсы, имеет свою специфику. Но мы неплохо сработались, что позволяет ФКК и в новом составе действовать эффективно.
С момента возобновления работы ФКК подвела итоги пяти конкурсов. Пришлось работать в достаточно напряженном режиме. На эти конкурсы было выставлено 66 частот (23 ТВК и 43 радиочастоты). В этом году у нас тоже будет достаточно насыщенный график заседаний.

— Согласно принятым документам, телевидение станет цифровым к 2015 г. Существует ли поэтапный план перехода к цифровому вещанию? На каких документальных решениях он основан?
— Главным документом является распоряжение Правительства РФ "О внедрении в РФ европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB" (от 25.05.2004). Существуют программ мы модернизации передающей сети государственного телерадиовещания в России, поэтапного перевода спутниковых распределительных сетей на цифровые технологии, внедрения наземного цифрового телевещания в России.
Ключевыми пунктами успешной реа­лизации данных программ и распоря­жения Правительства РФ являются стандартизация цифрового вещания, частотное планирование, проработка процедуры перехода с аналогового ве­щания на цифру.
В соответствии с утвержденным гра­фиком подготовка стандартов была за­вершена до конца 2004 г. Разработано четыре стандарта: "Телевидение веща­тельное цифровое. Термины и опреде­ления", "Основные параметры сигна­лов и тракта цифрового наземного теле­визионного вещания", "Каналы переда­чи цифровых телевизионных сигналов аппаратно-студийного комплекса и пе­редвижной телевизионной станции ци­фрового вещательного телевидения. Основные параметры, нормы и методы измерения". Также был выпущен отра­слевой стандарт "Таблицы отражатель­ные телевизионные для цифрового те­левидения" .
По частотному планированию рабо­тает межведомственная группа. В ее рамках Роспечатью проведены расчеты по определению необходимого количе­ства каналов для цифрового наземного вещания в различных регионах РФ.
Переход от аналогового вещания к цифровому потребует одновременного осуществления как аналогового, так и цифрового вещания. Нужно рассчиты­вать, что совмещенный режим вещания может продлиться несколько лет. По­мимо разработки документов, законо­дательной базы, внедрения самой тех­нологии, требуется проводить серьез­ную работу с населением. Быстрая мо­дернизация может затронуть интересы пенсионеров и малообеспеченных граж­дан. Следовательно, модернизацию от­кладывать нельзя, но надо все заблаго­временно просчитать и принять соот­ветствующие меры.

— Есть концепция развития цифро­вого телевидения в России. А суще­ствует ли концепция развития цифро­вого радиовещания (сроки внедрения, принятие единого стандарта, охват и т.д.)?
— Нет, отдельной концепции разви­тия цифрового радиовещания не суще­ствует. Радио, скорее всего, в ближай­шие годы останется без изменения в су­ществующем формате либо войдет в па­кет вместе с телевизионным цифровым вещанием. Цифровое вещание - это дорогая, затратная технология, и разви­вать отдельное цифровое радиовещание нерентабельно. Главная трудность здесь - замена населением аналоговых радиоприемников на цифровые. Учи­тывая, что в глубинке многие принима­ют радио на ламповые приемники, ко­торые были сняты с производства еще в 1960-е годы, сами понимаете, сколько времени займет процесс технического перевооружения в данной сфере. Для осуществления подобного перехода в лучшем случае потребуется десятиле­тие. Даже на Западе начавшийся пол­тора года назад переход с аналогового радиовещания на цифровое сталкивается с большими труд­ностями.
Тем не менее, если говорить об отдаленных перспективах, за цифровым радиовещанием будущее. Для наземно­го вещания утвержден международный стандарт DRM, для спутникового - DAB. Эти стандарты применяются в большинстве развитых стран. Но в России они де-юре еще не закре­плены. Мы следим за эволюцией в дан­ной сфере, внимательно изучаем зару­бежный опыт. Из отечественных радио­компаний опыт цифрового вещания имеет "Голос России", которая транслирует свои программы в формате DRM на европейские страны.

— Каковы формы дальнейшего раз­вития крупнейших подведомственных компаний ВГТРК и РТРС? Планирует­ся ли их акционирование? Существу­ ют ли их инвестиционные программы? Если да, то какие?
— На сегодняшний день акционирова­ние ВГТРК и РТРС не планируется. Они не внесены в список предприятий,
подлежащих акционированию и прива­тизации в 2004-2005 гг. Поскольку дан­ные предприятия отнесены к числу стра­тегических, решение об их акционирова­нии может принять только президент нашей страны. На сегодняшний момент существует ряд локальных инвестицион­ных программ по техническому перево­оружению и развитию РТРС и ВГТРК.
Важно помнить, что оборудование, используемое сейчас в РТРС, создава­лось в 1970 -1980-е годы. В 1990-е годы хроническое недофинансирование, рез­кое сокращение выделения государ­ственных средств на производство ве­щательного оборудования привели к утрате нами технологических позиций. Установленные в региональных ра­спределительных сетях теле- и радио­передатчики и антенно-фидерные трак­ты выработали свой ресурс на 85%. Многие антенные мачты находятся в аварийном состоянии. Это оборудование морально устарело, и требуется его кардинальная модернизация, для чего, естественно, нужны серьезные вложения. Не исключаю, что может возникнуть потребность привлечения и частных инвестиций в отрасль. Государство в ближайшие годы вряд ли сможет обеспечивать финансирование в необходимых объемах: таких средств просто нет. Это повод, чтобы задуматься о реформировании данных предприятий. Причем меры нужно принимать именно сейчас, когда экономическая ситуация в стране относительно благоприятна, а сама система вещания более или менее прилично функционирует. Иначе в случае колебаний экономической конъюнтку-ры или технологических сбоев под угрозу может быть поставлена информационная безопасность страны. Сейчас наше агентство готовит предложения по созданию специальной федеральной целевой программы по модернизации указанных предприятий.

— Что Вы можете сказать о перспективах, изменениях и значении нового Закона "О СМИ" для индустрии?
— В настоящее время законотворческую деятельность осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. Понятно, что Закон "О средствах массовой информации", действующий с 1991 г., уже не в полной мере отвечает современным экономическим реалиям, а также технологиям функционирования отрасли. Ряд ключевых положений закона, а также некоторые термины нуждаются в детальной проработке или в пересмотре. Индустриальным комитетом СМИ разработан проект новой редакции закона, где есть много новшеств, касающихся системы лицензирования вещания, регистрации СМИ, регулирования отношений между редакцией и владельцем, ответственности участников медиарынка.
В настоящее время в Минкультуры продолжается работа над этим законом. Законопроект все еще не внесен в Думу.

— Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию сосуществования на российском рынке медиаизмерений двух компаний? Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события дальше?
— В мировой практике есть прецеденты сосуществования двух компаний на национальном рынке медиаизмерений. Так происходит в Польше, Греции, Болгарии. До недавнего времени два игрока было в Румынии, но там по результатам тендера две ведущие компании приняли решение об объединении в AGB - TNS international. Однако, как показывает опыт, в большинстве случаев остается одна компания. Все зависит от страны и от конкретной ситуации. Иногда происходит и смена измерителей, как несколько лет назад случилось в Чехии. А вот в Германии на протяжении уже двадцати лет работает один медиаизмеритель.
По результатам тендера, проведенного "Медиа комитетом" в сентябре, победителем стала компания "Эй-джи-би телевижион" - русское подразделение итальянской корпорации AGB, одного из ведущих игроков на мировом рынке медиаизмерений. В ее российском подразделении работают профессионалы, которые занимались медиаизмерениями в разных странах. По условиям тендеpa, AGB начнет измерение с 1 января 2006 г. В 2005 г. компании предстоит провести установочные исследования во всех 160 российских городах, смонтировать приборы, осенью того же года предстоит тестовый период для окончательной доводки системы.
Некоммерческое партнерство "Медиа комитет" выступает здесь консолидированным заказчиком. Важно то, что на правах заказчика "Медиа комитет" и его участники имеют право контролировать работу медиаизмерителя на любом этапе. Другим новшеством являет­ся то, что результаты медиаизмерений станут предоставляться уже на следую­щий день. Именно эти два фактора яви­лись определяющими при подведении итогов тендера. Конкурентом AGB вы­ступала британская корпорация TNS Gallup Media, которая десять лет рабо­тает на российском рынке. Так что до 2006 г. Gallup по сути будет пока един­ственным измерителем. Их панель ра­ботает много лет. Gallup Media ведет измерения в 42 городах России. Одна­ко в общероссийском масштабе Gallup предоставляет данные не очень опера­тивно. Рекламные агентства .такая си­туация отчасти устраивает, поскольку им важна общая картина. А вот вещате­лям бывает затруднительно отслежи­вать конкурентную ситуацию, ведь те­левидение предполагает оперативность. Также очень важно иметь возможность верифицировать данные, перепрове­рять. Сейчас же покупателю исследова­ния затруднительно проконтролиро­вать работу медиаизмерителя.
На мой взгляд, 2005 г. станет опреде­ляющим для рынка телевизионных ме­диаизмерений на ближайшую перспек­тиву. В российском случае конкурен­ция соответствующего продукта полез­на. Это приведет к улучшению качества не только медиаисследований, но и со­держательной части телеэфира. К тому же теперь удастся достичь почти стопроцентного охвата городов с населением свыше 100 тысяч человек. Из 167 российских городов исследования будут проводиться в 160. Это пойдет на пользу и региональным телекомпаниям, которые тоже смогут увидеть объективную картину.

— Собирается ли "Медиа комитет" обратить внимание на сферу измерений радиоаудитории?
— У радийщиков существует интерес к измерениям. В "Медиа комитет" обращались видные игроки радиорынка с предложениями по разработке стандартов измерения радиоаудитории, проведения аудита системы измерения.
Напомню, что в 2003 г. были приняты поправки к уставу. Если раньше "Медиа комитет" занимался только стандартами и тендерами для измерения телеаудитории, то теперь сфера его деятельности расширена и на радиоотрасль. У "Медиа комитета" есть договоренности с рядом радиостанций. Так что уже в скором времени начнем заниматься разработкой стандартов для радиоаудиторий с учетом норм, действующих в рамках Европейского вещательного союза.
Кстати, в этом году- под эгидой "Медиа комитета" планируется серия образовательных семинаров с привлечением ведущих отечественных и европейских специалистов, в том числе и по измерениям в сфере радио.

— По словам генерального директора "Видео Интернешнл Тренд" Игоря Матюшенко, в России региональных каналов с независимым программированием и своим контентом осталось всего 5%, и уход в сети для некоторых компаний - вопрос выживания. Согласны ли Вы с тем, что о региональном телевидении как о явлении скоро можно будет забыть?
— Региональное телевидение - это особая ниша, которую ничем другим не заполнишь. Россия - огромная страна. В каждом регионе происходит много событий, важных и интересных для его жителей. И, конечно, люди будут смотреть местные программы - прежде всего губернские новости, выступления местных творческих коллективов, краеведческие сюжеты, репортажи на злобу дня, развлекательные программы.
В силу ряда причин местные производители вряд ли смогут вкладывать в программы столько денег, сколько вкладывается на федеральных каналах. В результате в региональных телевизионных студиях будут более скромные декорации, минимум спецэффектов, морально устаревшее телевизионное оборудование. Тем не менее сама жизнь диктует необходимость региональным телекомпаниям повышать качество вещания и программ. Конкуренция за зрителя в регионах высока. В принципе в каждом регионе есть от двух до четырех сильных местных производителей телевизионного продукта. Кто-то из них выживет, кто-то уйдет. Но пока имеется спрос, местные телеканалы будут вещать. Тем более, согласно соцопросам, уровень доверия населения к содержанию местных телеканалов в два раза выше, чем к содержанию каналов центральных.
Сейчас многие региональные вещатели чередуют собственный продукт с ретрансляцией федеральных телеканалов. Такая практика выгодна всем. Местные вещатели получают контент, рост доходов; происходит обмен опытом, развиваются внешние связи; федеральные же каналы получают регионального зрителя.
Но есть еще вот какое наблюдение. В журналистике большое значение имеет человеческий фактор. Умение раскрыть тему, удачно смонтировать сюжет, написать сценарий или статью - вещи глубоко субъективные. Зачастую без всякого бюджета региональным журналистам удается создавать потрясающие сюжеты, программы, материалы, которые потом побеждают на престижных конкурсах профессионального мастерства.
Региональная журналистика - это гордость и опора нашей отрасли. Мы знаем, что региональные редакции яв­ляются своего рода кузницей кадров для федеральных СМИ. В журнали­стике, пожалуй, как ни в какой другой отрасли имеет место большой приток "свежей крови" из регионов. Сейчас, особенно с появлением медиахолдингов, этот процесс стал носить и обрат­ный характер; когда профессиональ­ные кадры возвращаются на места.

— Возможно ли сегодня создание в России общественного телевидения?
— Все зависит от того, какое значение вкладывать в слово "общественное". Если иметь в виду телевидение, кото­рое работает на благо общества, на его просвещение, то у нас есть телеканал "Культура", есть телеканал "Спорт", который вносит реальный вклад в про­паганду здорового образа жизни. Есть единый независимый европейский но­востной телеканал Euronews, который создается в том числе при участии Рос­сии, и наши сограждане могут смотреть его на родном языке. Как я уже гово­рил, Федеральное агентство по печати и массо­вым коммуника­циям ежегодно оказывает фи­нансовую под­держку 150-160 общественно значи­мым телевизионным программам.
Если же под общественным иметь в виду телевидение, независимое от госу­дарства, то следует констатировать тот факт, что подавляющее большинство российских телеканалов являются ком­мерческими. Важно понимать, что теле­видение не может существовать в отры­ве от общества. Оно служит обществу, старается максимально удовлетворить запросы аудитории: информирует, просвещает, развлекает. Коммерческий успех зависит от того, насколько хоро­шо тот или иной телеканал справляется со своей общественной функцией. На мой взгляд, социальные программы и проекты должны быть интересны зри­телю, должны "брать за живое". Такие программы должны бороться за рей­тинг наряду с развлекательным сегмен­том эфира. В качестве показательного примера социальных и одновременно рейтинговых проектов можно привести программы "Жди меня", "Неизвестная планета", "В мире животных", "Спо­койной ночи, малыши!".
И главное, словосочетание "обще­ственное телевидение" можно пони­мать, как это принято на Западе (в Ев­ропе или США): когда телеканалы фи­нансирует сам потребитель за счет або­нентской платы. В этом случае редакция не зависит ни от спонсоров с рекла­модателями, ни от государства.
В российских условиях полностью общественное телевидение вряд ли мо­жет быть создано в ближайшее время по причине недостаточной абонентской базы для вывода телеканала на самоо­купаемость. Россияне не столь состоя­тельны, чтобы в массовом порядке пла­тить за подписку на телеканал и за со­ответствующее оборудование, а за теле­визионное производство тем более: если речь идет о федеральном канале, то производство требует очень больших затрат. Раскошелиться пока готовы лишь единицы, так что в российских условиях общественному каналу в силу отсутствия самоокупаемости придется обращаться за поддержкой к олигар­хам, крупным спонсорам или к госу­дарству. Но тогда такое телевидение не сможет называться общественным.
Сейчас термин "общественное теле­видение" не прописан законодательно, поэтому нужна его трактовка либо в но­вой редакции закона "О СМИ", либо отдельным законодательным актом.

— Каким Вам видится развитие СМИ на ближайший год?
— Ближайший год пройдет под зна­ком празднования 60-летия Великой Победы. Это главный информацион­ный повод, к освещению которого боль­шинство СМИ серьезно готовятся.
На предстоящий год запланированы десятки важных мероприятий - семина­ров, круглых столов, конференций по различным отраслевым проблемам. Именно на таких встречах, где собира­ются профессионалы, и происходит вы­работка солидарной позиции медиаиндустрии по ряду острых вопросов. Это отраслевые стандарты, предложения по поправкам в существующее законода­тельство, по оптимизации НДС и др. Что касается международного сотрудни­чества, то здесь главной представляется работа по созданию единого информа­ционного пространства в рамках СНГ.
Если говорить о прогнозах, то в це­лом объем рынка телевизионной, газет­ной и журнальной рекламы будет воз­растать и в этом году. Усилится конку­ренция. Как и в прошлые годы, кто-то сохранит и укрепит свои позиции, кто-то уйдет с рынка. Ожидается постепен­ное внедрение ряда современных техно­логий и креативных разработок, кото­рые сейчас в новинку, но в дальнейшем они существенно повлияют на профес­сию журналиста и медиаотрасль.
На мой взгляд, 2005 г. имеет все шан­сы стать точкой отчета, которая задаст темп и направления развития медиаотрасли на среднесрочную перспективу.



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


7274 ONAIR.RU 14.02.2005 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта