Город слушает


Текстовая версия


Город слушает"Радиоформат 3D позволит принимать картинку на монитор телефона. Можно будет ехать в метро и смотреть радио. Кто первый войдет в эту сферу с адекватным контентом, тот будет в выигрыше", - уверен главный редактор "CИТИ-FM" .

О перспективах создания city radio ("городское радио") много спорили - до тех пор пока оно не появилось. И, похоже, старания тех, кто работает сегодня на частоте 87.9 FM, не пропали втуне - новый жанр радиовещания, кажется, "пошел". Появившись всего полтора года назад, канал "CИТИ-FM" довольно быстро нашел свое место под солнцем в столичном радиоэфире. Это радио слушают прежде всего те, кого называют "белыми" и "синими воротничками". Это тот самый средний класс, который давно чают вырастить в наших непростых условиях и который по-настоящему встал на ноги в основном в столицах и городах-миллионниках. Так уж исторически сложилось, что предложение у нас всегда опережает спрос. Миддлы учатся, женятся, разводятся и делают карьеру. А "СИТИ-FM" говорит с ними на знакомом языке. О том, что такое "городское радио" в условиях России, "Итогам" рассказал главный редактор радиостанции "CИТИ-FM" Александр Герасимов.

- Помню, вы заявили перед запуском: "С "Эхом Москвы" не соревнуемся, а "Маяк" непременно потесним". Получается?

- Конкуренция оказалась сильнее, чем я предполагал. Тем более что станции "Радио России" и "Говорит Москва" как раз после нашего появления вышли в FM-диапазон. Все начали толкаться локтями... Ничего удивительного, это обычная битва за аудиторию. Ведь московский FM-рынок - самый насыщенный в мире: 45 станций в эфире. Это не считая УКВ. Тем не менее по рейтингам мы уверенно занимаем позицию в середине "турнирной таблицы". Так что, считаю, воюем на уровне. И свою основную задачу - создание станции в формате "городского радио" - выполняем весьма неплохо.

- Некоторые коллеги до сих пор утверждают, что сделать "городское радио" в Москве проблематично.

- Откуда такой пессимизм?

- Город стал частью громадного космополиса, а его неповторимый дух... вроде как выветрился. Или нет?

- Не думаю. Просто на прежнее наслоилось что-то еще. Сейчас такой период: духовные кондиции как бы загорожены материальной жизнью. Каждый горожанин где-то работает, ест, пьет, развлекается, страдает от блэкаутов, отключений воды, распоряжений городских чиновников. И ему интересно знать об этом побольше. Человеку всегда важнее то, что происходит рядом с ним, а не в Занзибаре. Тем более активному, амбициозному, делающему карьеру...

- Вы вещаете в первую очередь для таких?

- Да. Наш слушатель - вполне конкретный социальный тип. Ему примерно 35. У этого чудного хлопца есть имя, его Андреем Гавриловичем зовут. Полный его аналог сейчас находится в студии. Вон он, видите? (Показывает в сторону, где маячит фигура белозубого улыбчивого мужчины в костюме и галстуке. В человеческий рост. Из фанеры.) Вот для кого стараемся. Преуспевающий менеджер. Доход - 1000 долларов на каждого члена семьи. Собственная квартира, но не в центре. Машина - иномарка, но подержанная, которую он хочет поменять. "СИТИ-FM" - тоже часть его мира. Исходя из вкусов и пристрастий этого господина мы определяем и темы, и стилистику.

СИТИ ФМ

Сегодня радио не может соревноваться с телевидением по суточным объемам аудитории. Но через несколько лет радийный контент будет сопровождаться картинкой, иллюстрирующей информацию. "Вот тогда и посмотрим", - говорит Александр Герасимов

- Ну а если в студию повадятся звонить пенсионеры?

- Их присутствие сведено к минимуму - такова концепция. Звонки проходят через особую систему "Гибрид", на телефоне сидит девочка и делает предынтервью. Иначе нельзя, ведь мы формируем комьюнити сорокалетних. Они говорят на своем языке, который, кстати, один и тот же хоть в Ханты-Мансийске, хоть в Ярославле. Они прагматики, даже циники. Все время спешат и смотрят на часы. Мы нишевая станция и не ставим себе задачу "стрелять по площадям". Аудитория в возрасте 60+ не для нас. Как и тинейджеры - те предпочитают другое радио, в основном музыкальное.

- Значит, музыку тоже не жалуете?

- Существует апробированный рецепт city radio. Он гласит: если хочешь помешать формированию имиджа информационной станции, поставь музыку в эфир. Такова мировая практика, мы стараемся не изобретать велосипед.

- Городское новостное радио обречено общаться с чиновниками. Это не утомляет?

- По-разному бывает. Как ни смешно, чиновничья закрытость идет сверху вниз. Если с мэрией и Гордумой можно общаться, то чем ниже уровень руководства, тем сложнее получить информацию. Районные управы словно партизаны на допросе, ни слова без согласования. Приходится бегать. Но у нас есть и другие каналы, например "народный репортаж". Люди звонят и сообщают через SMS, что им видно из окна автомобиля. На все эсэмэски, кроме откровенно глупых, мы отвечаем. В итоге получается, что аудитория общается не только с нами, но и друг с другом. Вот взгляните (монитор разворачивается в мою сторону, на экране видны строчки: "Колоссальная пробка на Ленинградке", "Да здравствует Севастополь, мы поддержим!" и т. п.). А мы наблюдаем за процессом и по пятницам приглашаем автора лучшего SMS в студию. Вот такой коммуникатор-навигатор московской жизни.

- Теперь позвольте о злободневном. Выборы на носу. Спрошу без обиняков. В политике участвуете?

- Нет, на этом поле почти не светимся. Политические новости для нас такие же, как и любые другие. Мы их не игнорируем, но и агитацией не занимаемся. Это не наше дело. У нас простая позиция. Мы не строим прогнозов, не даем оценок и не вкручиваем слушателю, что хорошо, а что плохо. Мы просто сообщаем факты. Преференций у нас нет.

- Полный нейтралитет?

- Да, мы не играем ни на чьей стороне. Если запрещенный Лимонов проводит пикет, то об этом будет сказано как о городском событии. Например, что активисты НБП перегородили Тверскую и создали пробку. Нас не интересует, хорошие у них лозунги или плохие. Мы говорим: граждане, ищите объездные пути, если не хотите провести полдня в машине. Так и с другими партиями. Наше дело - городские явления, а не подковерные игры политиков. Ими заняты конкурирующие станции, и топтаться на этой территории с точки зрения рейтинга абсолютно бессмысленно.

Александр Герасимов, Николай Сенкевич, Михайил Эйдельман

Главный редактор "Сити-FM" Александр Герасимов, генеральный директор "Газпром-Медиа" Николай Сенкевич и Михаил Эйдельман - генеральный директор компании "М-Пул+", управляющей радиостанцией "Сити-FM"

- Ну а президентские визиты?

- Как-то говорил и скажу еще раз. Если президент посетил какой-нибудь Скотопригоньевск и ничего судьбоносного там не произнес, то об этом визите нет смысла сообщать. Зато можно сказать аудитории: "Из-за отъезда президента передвигаться в городе стало значительно проще". Вот это я понимаю, вот это новость!

- Перейдем от дня сегодняшнего к дню завтрашнему. Не прошу ни под чем подписаться, но все-таки: а что будет с радио через 10-20 лет?

- Вот, например, в США уже работает спутниковое радио, и новые авто для американского рынка выпускаются с цифровыми спутниковыми приемниками. Там 200 радиостанций, вплоть до "Танго быстрое" и "Танго медленное". А чтобы купить обычный приемник для авто, нужно платить дополнительные деньги. Так будет и у нас. В связи с переходом на "цифру" количество радиоканалов возрастет многократно. Они будут "нишеветь" - все больше уходить в свою норку и выращивать собственную аудиторию.

- Значит, недальновидно создавать этакое радио для всех?

- Нет, радио для всех останется - вот "Маяк", например. Такие станции будут дотироваться государством и станут проводником национальных идей. С их помощью удобно делать прикладные вещи: предположим, объявлять воздушную тревогу. Наконец, не побоюсь этого слова, заниматься агитацией и пропагандой.

- Если судить, например, по иракской кампании, то в тех же США пропаганда тоньше поставлена.

- Да полноте. Именно так это и делается, с абсолютно пролетарской ненавистью. Четыре национальные сети в США работают в лучших традициях советского телевидения. А все остальное - нормальные коммерческие станции. То же и в Европе. Вот Би-би-си считается "общественным радио", но по сути этот канал - проводник государственных идей. Так что и нам с этим жить, никуда от цивилизованного мира не денемся.

- О свободе слова не говорит только ленивый, хотя понимают ее порой по-разному. А как по-вашему, для радийщиков тут есть проблема, которую надо решать?

- У каждого в голове это понятие дешифруется по-разному. Для одних это возможность забраться на Мавзолей или Спасскую башню и в мегафон крикнуть, что президент - нехороший человек. Для других - возможность публиковать рейтинги и бизнес-прогнозы. Для третьих - описывать подробности чьей-то личной жизни. Ну и так далее. В нашей стране сегментация этого понятия полностью сложилась. Я как главный редактор не страдаю болезненным отношением к этой теме.

- Тогда более прагматичный вопрос: вы доверяете рейтингам?

- В принципе измерение радиоаудитории - анахронизм. На ТВ есть возможность снимать показания онлайн, а на радио это всего лишь "дневниковая панель". Штука весьма субъективная и довольно смешная.

- Как это работает?

- А вот как. Создается репрезентативная выборка из 1200 граждан, каждому выдается дневник за деньги. Но слушатель ленив и нелюбопытен. Только когда поджимают сроки, он понимает: сейчас или никогда. Чтобы получить свои 1000 рублей, он срочно бросается заполнять дневник названиями станций, которые якобы слушает. Садится и ставит крестики-нолики. 10 минут - дневник заполнен. Ну по крайней мере понятно, помнит он о такой станции или нет. Или какой-то канал должен прострелить ему голову навылет! Но это валюта радиорынка, рекламодатель несет деньги в количествах, зависящих от таких показателей.

- Опросы показывают, что радиорынок растет. Голубая мечта радийщиков, чтобы радио потеснило ТВ: это полная утопия или...?

- Это странная мечта. Потому что ТВ и радио - совершенно разные... даже не СМИ, а виды искусства. По утрам радио вполне конкурентоспособно - в это время большинство не сидит у ящика. Человек проснулся, собирается на службу, и под клекот эфира он успевает вымыться, побриться, проглотить яичницу, выпить кофе и выскочить из дома. Но соревноваться по суточным объемам аудитории бессмысленно. Хотя... Через несколько лет радийный контент будет сопровождаться картинкой, иллюстрирующей информацию, вот тогда и посмотрим.

- Как это?

- Появится телерадио - звук плюс дополнительная картинка на экранах компьютеров и мобильников.

- Это вы между делом осваиваете профессию футуролога, Александр Анатольевич?

- Нет, зачем же? Со следующего года в Москве запускается радиоформат 3D, который позволит широкополосно принимать картинку на монитор телефона. Можно будет ехать в метро и смотреть радио. Так вот. Тут как в армии: кто первым встал, того и сапоги. Кто первый войдет в эту сферу с адекватным контентом, тот будет в выигрыше.

- А вы?

- Всерьез думаем об этом и очень надеемся не опоздать. Пока не буду раскрывать детали. Потерпите. Еще не все понятно по части электронной емкости, но можно предположить, что такая вот синергетика вещания, как я ее называю, поднимет большой дополнительный бюджет. Ведь новые устройства можно будет держать в кармане, в рюкзаке, в портфеле. "Провал дорожного полотна... КАМАЗ упал в трещину..." Услышал. Посмотрел. Ужаснулся. Побежал дальше.

- Так, может, телерадио потеснит ТВ? Зачем привязываться к креслу, если можно носить картинку с собой?

- Не скажите! Кресло, плед, чай и много-много времени - все это придает ТВ обаяние и воспринимается зрителем не как обуза, а как приятный отдых. Так же и у нас: утро, кофе, последние новости - и вперед. У каждого жанра свои законы. За это аудитория нас и любит.

ИТОГИ - Евгений Белжеларский, Александр Иванишин (фото)



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


8489 ONAIR.RU 10.09.2007 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта