lost.fm


Текстовая версия


Создатели сетевых радиопроектов уверяют, что слушатели вскоре выбросят приемники за ненадобностью. Основания есть: порталы вроде Finetune, Soundpedia, AOL Radio, Pandora привлекают миллионы слушателей. Самый популярный в Европе ресурс - британский Last.fm (по оценке экспертов, в месяц сайт посещают около 20 млн слушателей). Сервисы и принцип работы порталов схожи: пользователь создает собственное сетевое радио, основываясь на личных предпочтениях.

ради онлайн

"Музыкальная социальная революция" - гласит шапка сайта сетевой радиостанции Last.fm на одноименном ресурсе. Создатели Last.fm считают, что, начав пользоваться услугами их сервиса, потребитель уже не вспомнит о других кнопках. Онлайн-станция раскрутилась практически без всякой рекламы, как, например, это делают в сети многие музыканты, - из уст в уста, от одного юзера к другому Правда, такая сарафанная раскрутка закончилась в мае этого года - медийный концерн CBS Corporation купил Last.fm за $280 млн. Закончилась она, с одной стороны, революционно для сетевого радио, но с другой - вполне традиционно: подобными метаморфозами успешных интернет-проектов уже никого не удивить.

А ведь еще несколько лет назад онлайн-радиостанции мало чем отличались от традиционных. Они позволяли пользователям слушать то, что считали нужным их создатели, без предоставления каких-то дополнительных возможностей. Но сегодня ситуация изменилась. Индивидуальность при работе со слушателем - это основное преимущество онлайн-радио перед традиционным fm. Например, на Last.fm есть специальная программа, отслеживающая музыку, которую слушает пользователь на компьютере, и автоматически определяющая музыкальные пристрастия человека. Затем предлагается прослушать композиции, пользующиеся популярностью у других посетителей сайта с похожими музыкальными предпочтениями. Кроме того, пользователь Last. fm имеет возможность завести собственную страницу и общаться с другими пользователями. Last.fm уместнее называть даже не сетевым радио, а бесплатным музыкальным сервисом. Сейчас он становится еще и конкурентом YouTube - на Last.fm появилась возможность смотреть видеоклипы.

русская версия

К сентябрю 2007 года на Last.fm, на сайте которого есть русскоязычная версия, было зарегистрировано более 37 тыс. пользователей из России (считаные месяцы назад было менее 30 тыс.). В самой России также предпринимаются попытки самостоятельно сделать функциональные и конкурентоспособные сервисы. Два самых громких на сегодняшний день проекта - Bee.fm и Moskva.fm.

Bee.fm работает как "радио на заказ". В отличие от первопроходца Last.fm, Bee.fm позволяет составлять собственный плей-лист и бесплатно прослушивать композиции из коллекции ресурса, а не схожую по запросу музыку. Как указано на сайте Bee.fm, ежемесячная аудитория станции - 85 тыс. человек. При этом в полдень буднего дня, судя по замерам Bee.fm, число онлайн-слушателей не часто превышает 500 человек. Цифра более чем скромная. Однако рост аудитории заметен - в начале вещания в марте 2007 года среднее число пользователей не превышало 200.

Moskva.fm позиционируется как независимый аналитический ресурс, позволяющий в режиме реального времени получать и обрабатывать статистические данные о вещании всех московских радиостанций в fm-диапазоне. На сайте нет ссылок на разработчиков и владельцев, кто стоит за этим ресурсом, ИР узнать не удалось. Известно лишь, что домен зарегистрирован на некого Konstantin Smirnov и московский адрес в спальном районе Орехово-Борисово.

Появление сервиса Moskva.fm вызвало в блогах живую реакцию и детский восторг. "Охрененная замутка", - выпадает в осадок kossmoss. "Действительно, очень полезная штука", - вторит ему guruken. "Обалдеть", - добавляет dt. "Весчь!", - ставит точку typh00n.
Юзеров можно понять. Мониторинг 40 московских fm-радиостанций практически в реальном времени и другая музыкальная статистика - что еще нужно активному радиослушателю? На Moskva.fm можно слушать ранее вышедшие в эфир программы или идентифицировать любую композицию, транслируемую на том или ином радио в данный момент. Но перечисленными возможностями Moskva.fm, похоже, не ограничивается.

где деньги

Кроме музыкальной слежки, технически система Moskva.fm позволяет мониторить и рекламные ролики в эфире. Вслух об этом пока не говорится. Но, вероятно, на рекламном мониторинге создатели ресурса могут заработать больше, чем на любых других услугах. Но это в теории. На практике все обстоит не так привлекательно.

На Last.fm компаниям предлагают размещать баннеры на сайте в эфире. Насколько успешно - сказать трудно. Во всяком случае, рекламных баннеров на главной странице не видно.

На Bee.fm пытались заработать на рекламе. До 1 августа 2007 года. С этого дня Bee.fm начал вещать без рекламных блоков, которые ранее вставлялись каждые 15 минут. Официальная причина – ради увеличения удовольствия от прослушивания музыки. Но есть и другая версия. Постоянные слушатели Bee.fm рассказывают, что в рекламных блоках постоянно рекламировалась российская IT-компания "Вебальта", разработчик самой станции. Поскольку пользователей это раздражало, а рекламодатели не спешили вкладывать деньги в ресурс, от назойливой рекламы просто отказались. "В первую очередь это был шаг навстречу пользователям", – объясняет отсутствие рекламы на Bee.fm исполнительный директор "Вебальта" Алексей Чурбанов.

Среди доавгустовских рекламодателей Bee.fm Чурбанов смог назвать, помимо "Вебальта", туроператора Joytours и компанию Altastat (система размещения рекламы). В Joytours не стали комментировать опыт работы с Bee.fm, объясняя это тем, что в данный момент реклама компании нигде не размещается, так как отдел рекламы в организации был ликвидирован. О мотивах второго рекламодателя Altastat несложно догадаться, если учесть, что ее продукт был разработан в партнерстве с "Вебальта".

На сайте Bee.fm до сих пор висит объявление с приглашением к сотрудничеству рекламных агентств. Алексей Чурбанов не исключает возобновления трансляции рекламных блоков через несколько месяцев, ориентировочно в ноябре.

Опыт Bee.fm и Moskva.fm показывает, что сетевые вещательные проекты в России не имеют достаточной популярности и, что может быть важнее, их разработчики четко не представляют, на чем могут зарабатывать. "До сих пор самая большая проблема интернет-вещания – это отсутствие четкой коммерческой модели. Без ее реализации вещание в интернете можно рассматривать либо как сопутствующий проект эфирного вещания, либо как арт-проект", - убежден совладелец "Русской Медиагруппы" Сергей Кожевников.

Поэтому участники fm-радиорынка сходятся на том, что fm-станции не воспринимают коллег из виртуального пространства как конкурентов в борьбе за рекламные бюджеты. "Если рассматривать радио с точки зрения площадки для рекламы, то традиционному радио онлайн-вещание пока не угрожает, ведь рекламодатели покупают не проплаченные минуты и секунды, а аудиторию", - говорит директор по работе с клиентами рекламно-консалтингового агентства NAME Лариса Степанова.

радио с барьерами

Отсутствие четкой стратегии и малая аудитория у сетевых проектов - лишь вершина айсберга. Их развитию препятствует целый букет трудностей. Первая из них - недостаточное проникновение интернета в регионах - традиционно остро ощущается в России и других развивающихся странах. Аудитория Рунета, по данным "Ромир", в первом полугодии 2007 года составила 22% от общего числа россиян в возрасте 18+ (25 млн человек). По прогнозу министра информационных технологий и связи России Леонида Реймана, к 2010 году каждая российская квартира будет обеспечена возможностью широкополосного доступа в интернет. А главный управляющий компании Golden Telecom Жан-Пьер Вандромм прогнозирует, что число россиян, использующих широкополосный доступ в интернет, к 2010 году составит около 7,9 млн человек.

Пока за интернет-трафик пользователям приходится платить заметно больше, чем за прослушивание традиционных приемников. Так что популярность сетевого вещания - это вопрос коммерческий и… технический. "Всерьез говорить о влиянии сетевых станций на радиобизнес можно будет тогда, когда интернет станет общедоступным, - уверен Сергей Кожевников. - Пока подобные рассуждения - это то же самое, что спорить, какие билеты лучше: железнодорожные или авиационные. Если в городе нет аэропорта, разговор может быть сугубо теоретический".

Возможно, в ближайшем будущем вопрос доступа и снимется с повестки дня. Подвижки к этому уже есть. Например, в начале сентября компания "Стрим" совершила мини-революцию на рынке, введя абонентскую плату в 29 рублей в месяц (тариф "Деньги"). Но это локальный прорыв – предложение "Стрима" ограничивается лишь Москвой, а включенный трафик всего 500 Мб.

Если предположить, что широкополосный доступ в интернет станет общедоступным и аудитории сетевых станций в России станут миллионными, у онлайн-станций появятся новые препятствия. IT-отделы многих компаний, возможно, станут просто перекрывать доступ к ресурсам, как это происходит с сервисом Livejournal.com, чтобы отсечь работников от доступа к некорпоративным интересам.

Таким образом, потенциальная аудитория проектов может значительно сократиться. Видимое спасение из этой ситуации – потребление сетевой музыкальной продукции с домашних компьютеров. Но вот неувязка: по данным "Левада-центра", выход в интернет из дома имеют лишь 10% россиян.
Следующая проблема – банальная лень. Вместо того чтобы просто нажать одну-две кнопки на приемнике, для работы в сети нужно регистрироваться, в некоторых случаях еще и скачивать программы. Действий слишком много. "Радио – это фоновое прослушивание, – считает Сергей Кожевников. – Никто специально не парализует свою деятельность, чтобы послушать какую-то песню". Возможно, создатели порталов будут решать эту проблему упрощением сервисов.

Еще одна проблема в России пока не слишком актуальна, но в Европе и США точно находится на первом месте. Это вопрос соблюдения авторских прав при проигрывании треков в онлайне. Самые горячие споры ведутся в США. Компании, представляющие интересы лейблов, требуют значительных отчислений. Радийщики не согласны, так как это путь к возможному уничтожению индустрии интернет-радио в США или к тому, чтобы на плаву остались лишь гиганты, ведь суммы могут превышать доходы станций. Пока точка в этом споре не поставлена.

Алексей Чурбанов из "Вебальта" уверяет, что Bee.fm производит "отчисления в организации, обеспечивающие коллективное управление авторскими и смежными правами". По словам музыканта и генерального продюсера компании "Снегири-музыка" Олега Нестерова, пока в массовом порядке от владельцев сайтов отчислений не поступает, "хотя за использование в эфире фонограмм любая станция, в том числе и онлайн, обязана перечислять деньги в Российскую фонографическую ассоциацию. За публичное использование авторских прав – в Российское авторское общество".

Еще одно больное место сетевых проектов – физически ограниченное число мест доступа к порталам. Сегодня станции можно слушать со стационарных компьютеров и ноутбуков. Bee.fm и некоторые другие проекты имеют мобильную версию, но очевидно, что пользоваться всеми сервисами ресурса с помощью телефона технически трудно и затратно. Обычное же радио можно слушать практически где угодно. С другой стороны, у каждой fm-станции есть пределы физической досягаемости сигнала. И выехав за пределы региона или страны, слушатель теряет возможность слушать любимую музыку.

вопрос жизни

В Москве, несмотря на доступность интернета, fm-кнопки могут составить бoльшую конкуренцию виртуальным, нежели в регионах. Причина - особенности местного радиорынка. В столице на fm 50 частот. Московский fm-рынок считается одним из самых плотных и конкурентных в мире. "В Москве сейчас представлены станции почти всех возможных музыкальных направлений, - подтверждает Лариса Степанова. - Региональному российскому рынку есть куда развиваться".

В целом, по мнению Степановой, слушание онлайн-станций часто является попыткой не нашедшей на fm любимую музыку аудитории сделать то же в интернете. Представители радиобизнеса полагают, что во многих странах fm-станции уже не отвечают запросам молодой аудитории, а потому при раскрутке ресурсов все технические трудности могут отойти на второй план.

Лариса Степанова считает, что перспективы имеют интернет-проекты самих радиостанций. "Российский радиобизнес сам оказывает влияние на формирование музыкальных сетей в интернете - открывается онлайн-вещание известными радиостанциями, такими как "Радио 101" (ВКПМ), "Наше.Ру" ("Наше радио")", - отмечает Степанова. Но после появления Moskva.fm, где в одном месте собраны почти все цифровые аналоги московских fm-станций, перспективы влияния радиобизнеса кажутся сомнительными.

Как не исчезло радиовещание после появления телевидения, так и не исчезнут fm-станции с появлением онлайн-вещателей, уверен Сергей Кожевников. А Лариса Степанова называет интернет-вещание лишь дополнением к существующему fm.

Разговоры о судьбах массмедиа ведутся не только в формате ТВ-радио. В последние годы возникают споры о том, выживут ли печатные СМИ с усилением позиций электронных. Но в этом вопросе, похоже, поставлена если не точка, то запятая. Стороны вроде бы сошлись на том, что оба вида СМИ будут вполне мирно сосуществовать друг с другом, а медиаменеджеры воспринимают страницы печатных изданий или портал лишь как платформы для размещения контента.

Однако в отличие от газет, онлайн-версии которых практически идентичны печатным выпускам, интернет-вещание продвинулось заметно вперед по функционалу и удобству. Вот только оценит ли эти удобства массовый слушатель?

Эксперты утверждают, что зачастую человек воспринимает новую музыку до 23 лет. А Last.fm (в среднем возраст пользователей, по собственным оценкам, не превышает 30 лет) предлагает слушателям "что-нибудь новенькое". Захотят ли взрослые слушатели этого новенького или придется ограничиться молодежной аудиторией? Вопросов больше, чем ответов. Выходит, в споре между "новыми" и "старыми" радийщиками правы последние. И выкидывать приемники не нужно! Пока

Сергей Суворов, "Индустрия рекламы"



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


14399 ONAIR.RU 24.12.2007 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта