10 апреля состоялся первый концерт "Русского Радио-2" "Любимые мелодии". На протяжении 4 часов многотысячный зал ГЦКЗ "Россия" организованно предавался ностальгии.
Леонид Авер
Собственно, где же ещё ностальгировать, как не в Государственном Центральном Концертном Зале? Знаковая была площадка, да и сейчас очень даже престижная. И метро в двух шагах, что тоже плюс: послушал советских песен, посмотрел кинохронику с комбайнами и пирамидами консервов на прилавках - и быстро в подземку, ещё успеешь чуток потолкаться. То, что с местом проведения концерта "Русское Радио-2" не ошиблось, в общем-то, неудивительно. Хотя сама станция еще молодая (только в декабре 2002 г. отметила год своего присутствия в эфире), владелец ее - "Русская Медиагруппа" - в проведении концертов не новичок. "Золотой Граммофон", "Бомба года" - мероприятия один другого популярнее. Под чутким руководством такой опытной организации "Любимые мелодии" заведомо обещали быть успешными. И, пожалуй, обещание выполнили. Шел я на этот концерт не сказать, что с песнями. Формат "Русского Радио-2" ориентирован не просто на тех, "кто родился в СССР", а на тех, кому "суперхиты прошлого навевают воспоминания о молодости, зрелости или детстве, оставшихся во времени страны Советов". Поскольку ни одно из воспоминаний "советского детства" ностальгического трепета в моей груди не вызывает, в последнюю характеристику я однозначно не вписываюсь. Может быть, именно поэтому концерт оказался для меня вечером сюрпризов. Вот основные моменты. Удивление первое: оформление сцены. Очень неплохие лазерные эффекты, стильное оформление "бэкстейджа" (коллаж из черно-белых фотографий из жизни страны Советов) и отлично сделанный экран. Во время выступлений на экране крутили "нарезку" из советской кинохроники и избранные кадры программы "Намедни: наша эра". Вверху, под самым занавесом, протянули "бегущую строку" с разной интересной информацией. Причём, подавалась она весьма остроумно. Например, когда Легкоступова пела про ягоду-малину, по строке "бежал" классический рецепт приготовления малинового варенья. Удивление второе: неожиданно большое количество молодых зрителей. Причём, судя по активности и громкости хорового пения, пришли они не по настоянию "предков". Последние, кстати, тоже не отставали. На протяжении всего концерта я пытался определить, которая же из взрослых и солидных женщин справа издает достойные любого рок-концерта звуки, в народе называемые визгом. Безрезультатно. Апофеозом стало выступление группы "Дюна", во время которого всем "братишкам" предлагалось потрясти "козой" и поорать, а всем "сестричкам" - обеспечить голосовое сопровождение на определенной ноте. Процентов 30 зала предложение активно поддержали, остальные 70 одобрительно загудели. Впечатления незабываемые. И удивление третье, заключительное: живое исполнение песен. Да, артисты играли на неподключённых инструментах, а следовательно, не сами (особенно забавно было наблюдать за имитацией крутого гитарного проигрыша), но пели - все без исключения - в живую. Да так, что самим, похоже, нравилось. Собственно, некоторые артисты удивляли отдельно. Например, разменявший полтинник Газманов, свободно делающий на сцене тройное "колесо" и шпагат, или Лещенко, который, как оказалось во время исполнения песен способен передвигаться по сцене, делать руками разнообразные жесты и даже подпрыгивать. Для меня, привыкшего видеть его на концертах ко Дню милиции и исключительно с хором людей в форме, это стало откровением. Вообще, как и было обещано организаторами, "Любимые мелодии" собрали легендарных артистов, исполнивших не менее легендарные песни: "Атас" "Любэ", "Эскадрон" Газманова, "У беды глаза зеленые" Беликова, "Ягода малина" Легкоступовой, "Зеленоглазое такси" Боярского, "Плот" Юрия Лозы. Владимир Маркин вспомнил "Черемуху", а Владимир Кузьмин вернулся во времена "Динамика" и спел "Симону". Собравшиеся вместе "Земляне" напомнили зрителям о "Траве у дома", Евгений Осин - о "Девочке в автомате", а Алена Апина о любимом "Бухгалтере". Каждое выступление предварялось небольшой справкой из уст ведущих. И в этом был, пожалуй, единственный "провис" всего мероприятия. Дело в том, что вести концерт пригласили Михаила Боярского и Ларису Голубкину. Сложно сказать, чем был обусловлен такой выбор, но оба они, похоже, были абсолютно не в материале. Более того, настолько далеки от музыкальной темы вообще, что верно расставить акценты в зачитываемом предложении становилось настоящей проблемой. Однако зрителей это, видимо, не очень беспокоило - всякий раз, когда им становилось скучно, внимание со сцены переключалось на экран. Киносюжеты сменялись старыми фотографиями: счастливые лица, крымские пляжи, стройки, блестящая техника, снова счастливые лица. Прямо-таки времена полной цивилизационной идиллии. Возникало нехорошее предчувствие. К концу действа оно усилилось - именитые спортсмены советских времен собрались вручать памятные подарки программному директору "Русского Радио-2" Дмитрию Широкову. На сцену одного за другим приглашали героев того времени, герои произносили торжественные, проникновенные речи, зрители вздыхали и аплодировали. Проскользнуло несколько ура-патриотических высказываний. Смутное предчувствие оформилось во вполне законный вопрос: "Не перетечет ли общее ностальгическое настроение из чисто музыкальной плоскости в политическую?" Ответ на него после концерта нам дали сами слушатели. Практически все опрашиваемые признавались, что хотели бы вернуться обратно в Советский Союз. И не просто потому, что "это наша молодость". Сквозь сантименты о любимых артистах и тоску по нежному возрасту вполне отчётливо прослеживалось стремление к "твёрдой руке" и уважению со стороны других. Так и говорили: "Хочу, чтобы все нас боялись и уважали, чтобы мы всех держали "вот так" (характерный жест), а потому хочу, чтобы снова был СССР". Конечно, все оформление и внемузыкальное сопровождение концерта было рассчитано на пробуждение ностальгии. Не удивительно, что при нашей любви к крайностям ностальгия переросла в тоску по строю. Но откуда у этой тоски такой явный налёт агрессии - так и осталось загадкой.
Всегда интересно сравнить то, что получилось в итоге, с планами организаторов. Ниже - интервью, которое программный директор "Русского Радио-2" Дмитрий Широков дал OnAir.ru за два дня до концерта.
OnAir.ru: "Русскому Радио-2" ровно полтора года, станция довольно молодая. Вы уверены, что концерт окупится и вы соберете полный зал? Дмитрий Широков: Хочется верить, что народ придет. Для радиостанции, которая играет подобную музыку, у нас вполне приличный рейтинг и своя ниша в FM-диапазоне. А если у радиостанции есть постоянные слушатели, значит, их устраивает атмосфера, которая создана станцией. Концепция концерта состоит именно в том, чтобы устроить встречу со слушателями и эту атмосферу воссоздать. У "Русской Медиагруппы" огромный опыт в организации концертных шоу: семь лет проведения "Золотого граммофона" и три года "Бомбы года". Мы надеемся, что "Любимые мелодии" будут, может быть, не такими посещаемыми, как "Бомба", но найдут свою нишу, и концерт станет ежегодным.
OnAir.ru: Есть ли у "Русской Медиагруппы" какая-то устоявшаяся команда, которая занимается организацией и проведением внеэфирных акций? Можно ли говорить о каком-то общем корпоративном стиле для всех мероприятий "РМГ"? Дмитрий Широков: Такая команда у нас есть - это PR-отдел. А также собственная организация "Росконцерт", которая занимается непосредственно работой с артистами Там постоянный штат сотрудников, руководство на всех акциях осуществляется одними и теми же людьми, но общих ходов у них нет. Ведь, если сравнивать, например, "Золотой граммофон" и "Бомбу года", то это совершенно разные по стилю и целевой аудитории мероприятия. И все это прекрасно понимают. Так что каждый концерт работает в своём формате.
OnAir.ru: А чем при подготовке "Любимых мелодий" занимаетесь непосредственно Вы? Дмитрий Широков: Исключительно проблемами, связанными с приглашением артистов и согласованием времени.
OnAir.ru: С какими проблемами пришлось Вам столкнуться? Дмитрий Широков: Довольно сложно собрать всех интересующих тебя исполнителей в одно время в одном месте. Например, мы бы очень хотели видеть у себя "Машину времени", но они именно в этот день уезжают на гастроли, и так было со многими артистами, которые не смогли участвовать по объективным причинам. Хотя было и так, что мне пришлось разговаривать со многими артистами и с большим сожалением отказывать им в возможности принять участие в концерте.
OnAir.ru: По какому принципу Вы отбирали музыкальные коллективы? Дмитрий Широков: Артисты выбирались по некоему хит-параду "Русского Радио-2". Хотя как такового хит-парада на "Русском Радио-2" нет. Это артисты, песни которых, во-первых, в большом объёме звучат на радиостанции, а, во-вторых, чьи песни чаще всего заказывают сами радиослушатели.
OnAir.ru: Как будет выстроена концертная программа? Есть ли в порядке выступлений исполнителей какой-то особый смысл? Дмитрий Широков: Это сложный вопрос. Хотя бы потому, что все артисты звезды, все любимы народом. Никакого особого смысла в их расстановке нет. Просто кто-то дольше находится на сцене…
OnAir.ru: Не слишком ли разнятся "советские" исполнители? Ведь тогдашняя публика раскалывалась на 2 лагеря. Например, тех, кто слушал Макаревича и тех, кто слушал Легкоступову… Дмитрий Широков: Этих музыкантов объединяет только то, что они несут публике заряд хорошего настроения и то, что они звучат на "Русском Радио-2". Мы специально не делаем различий между рок-н-роллом и попсой. Это неблагодарное дело. Когда я был молодым, я никогда не слушал поп-музыку. И абсолютное большинство наших сотрудников тоже. Но, когда мы во время подготовки некоторых программ для "Русского Радио-2" сталкивались с попсовым материалом тех времён, люди относились к этим песням очень положительно. Это, наверное, и есть та самая ностальгия. Эта музыка не зовёт танцевать, но она мелодична и будет напоминать слушателям о старых добрых временах.
OnAir.ru: Не кажется ли Вам, что на концерте, где публика должна, по идее, ностальгировать по старым добрым временам, присутствует большое количество исполнителей, состоявшихся уже после распада СССР? Дмитрий Широков: Когда мы говорим об СССР, мы имеем в виду то, что мы родились в этой стране. Кому-то было 2 года, кому-то - 40 и так далее. Мы специально брали не только тех, кто был популярен ещё при СССР, потому что таких артистов не так уж и много. Зато каждый из приглашённых музыкантов настолько признан нашей аудиторией, что в одиночку способен собрать полный зал.
OnAir.ru: Соответствует ли пафос ГЦКЗ "Россия" той "старой доброй" ностальгии? Дмитрий Широков: Пафос появился уже после распада СССР. А раньше "Россия" всегда была неким стандартом, символом народного признания. Раньше, когда музыканты собирали "Россию", это была большая гордость. Поэтому мы и выбрали её для проведения "Любимых мелодий". Там хороший звук, да и сам зал неплохой.
OnAir.ru: Возвращаясь к количеству людей. ГЦКЗ - довольно дорогая, престижная площадка, а ностальгирующие по СССР - люди, в основном, небогатые. Сколько будут стоить билеты? Дмитрий Широков: На самом деле, цена на билеты довольно сильно варьируется. Как и на любом концерте, первые ряды партера стоят дорого, это для тех, кто вовремя переключился из воспоминаний об СССР в капиталистические реалии. Но у нас есть билеты, цены которых рассчитаны практически на все уровни доходов. Насколько я знаю, минимальная цена - 100 рублей.
OnAir.ru: Создается впечатление, что каждая уважающая себя радиостанция считает своим долгом устраивать хотя бы один концерт или фестиваль. С чем, по-Вашему, это связано? И зачем "Любимые мелодии" непосредственно "Русскому Радио-2"? Дмитрий Широков: Организация собственных концертов - совершенно нормальная практика. И коммерческий успех - далеко не главная причина. Это, как я уже говорил, праздник, встреча со слушателями - иногда очень полезно увидеть глаза тех, для кого работаешь. И, конечно, отличный пиар, очередное напоминание о себе. У нас, например, есть хорошая идея частично показать "Лучшие мелодии" в других городах. Ещё нет конкретных договорённостей с какими-то городами, но мы об этом думаем.
OnAir.ru: Планируется ли съемка и телевизионный показ концерта? Дмитрий Широков: Да, съёмка будет вестись, и по информации на вчерашний день, планируется показать концерт на ОРТ. Когда - пока точно не знаю.
14 апреля 2003 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.